Мастер-класс на тему: «Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Сорокопудова Елена Александровна

учитель начальных классов высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 134 «Дарование» Красноармейского района Волгограда»

«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих и конечно же меня. Я присматривалась к поведению и прислушивалась к разговорам моих учеников на данную тему. Общаясь с детьми, я заметила, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И у меня создалось впечатление, что дети не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.

Таким образом, необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Одной из удобных форм деятельности, на мой взгляд, является внеурочная . Школьники наблюдают, исследуют, проводят опыты и эксперименты, работают над проектами, учатся выполнять различные социальные роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в социуме, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в жизненных ситуациях.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности.

В 3-4 классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе. Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие у нас вся школа. Примером такого проекта является организация ярмарок на Масленицу. Такие социальные проекты дают возможность учащимся почувствовать уверенность в том, что они сами могут зарабатывать финансовые средства для реализации своих планов и идей. Это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, и родители. В классных коллективах обсуждается участие в мероприятии, представление товара, сделанного своими руками, обсуждение цен на товары, оформление места проведения мероприятия, культурная программа, сопровождающая мероприятие, уборка после проведения ярмарки. Все задания и задачи распределяются между всеми учащимися. Происходит распределение социальных ролей. В выбранной роли учащиеся чувствуют себя уверенно и получают моральное удовлетворение.

Для реализации вопросов экономического воспитания я использую разнообразные упражнения, дидактические игры и задания. Начинать азбуку финансовой грамотности следует с формирования таких понятий, как потребности, экономика, экология, ресурсы.

Так, для формирования понятий ресурсы предлагаю учащимся следующее задание, которое носит одноименное название «Ресурсы».

— Какие ресурсы нужны, чтобы сделать стол и подушку?

— Проведи линию от нужного ресурса к предмету. Зеленым карандашом обведи природные ресурсы, синим – инструменты, красным – изображения работающих людей. Как называется этот ресурс?

Учащиеся делают вывод. Ресурсы – это запасы, источники чего либо.

Следующее упражнение направлено на умение устанавливать взаимосвязь между потребностями и ресурсами.

Предлагаю учащимся рассмотреть таблицу и рассуждать так: для того, чтобы изготовить варенье, нужен сахар. Чтобы получить сахар, нужно вырастить сахарную свеклу, а для этого нужны такие ресурсы.

Далее предлагаю заполнить пустые клетки и соединить чертой ресурсы и продукты.

Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Расходы делятся на три большие группы: обязательные, желательные и сбережения. Обязательные расходы это покупка продуктов, оплата коммунальных услуг, расходы на транспорт. Желательные расходы – покупка лакомств и игрушек, посещение кинотеатров, клубов, приобретение бижутерии. Откладываются, сберегаются средства, чтобы в будущем сделать большую покупку, иметь деньги на отдых или учебу.

Предлагаю учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в твоей семье за последнюю неделю. Занеси их в нужный столбик. Подумай, если бы у тебя были сбережения, на что бы ты их потратил?

Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок. После чтения можно предложить таблицу, которая позволит наглядно убедиться в возможности экономной траты средств и ресурсов.

Устно народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии. Предлагаю учащимся пословицы. Первую часть пословицы в одной колонке, вторую часть – в другой. Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?

Труд человека кормит, а трудами.

Мал золотник, лучше большого безделья.

Готовь сани летом, один отрежь.

Не сиди сложа руки, тем больше дров.

Назвался груздем, пригодиться напиться.

Маленькое дело, да дорог.

Семь раз отмерь, полезай в кузов.

Жизнь измеряется не годами, не будет скуки.

Чем дальше в лес, а лень портит.

Не плюй в колодец, а телегу зимой.

Вода – важный ресурс человечества, без которого немыслима жизнь на Земле. Увы, загрязнение воды приносит необратимые последствия. Дефицит воды уже достаточно ощутим. Важно уже с начальных классов формировать у учащихся стремление беречь и экономить воду. Для этого можно использовать разнообразные математические задачи.

«Один человек в день расходует примерно 500 литров воды

В нашем городе примерно 700 тысяч человек. Сколько литров воды расходуется в городе за сутки?»

«Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 литров воды в сутки. В школе дети оставили плохо закрученными четыре крана. Сколько литров воды было растрачено в течение двух выходных дней?»

«Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, питает колодцы, откуда люди черпают воду. Зная, что 2 литра воды могут загрязнить такое количество воды, которое помещается в 5 спортивных бассейнах, посчитай, в скольких плавательных бассейнах поместилась бы вода, загрязненная 34 литрами масла?»

Решение данных задач способствует не только развитию вычислительных навыков, но и способствует умению экономить воду и беречь ее.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

Источник: infourok.ru

Related posts