Педагог — это человек, который учит и воспитывает. В глазах воспитанников он изначально и подсознательно является совершенством, образцом для подражания. Поэтому манеру общения педагога, стиль поведения, образ мыслей и мировоззрение воспринимают, копируют и наследуют ученики. Это обстоятельство накладывает на педагога и уровень его культуры особую ответственность, а понятие «педагог» далеко выходит за рамки профессии и становится его образом жизни. Сложность и разносторонность педагогической деятельности, многообразие решаемых учебно-воспитательных задач предопределяет содержание и уровень развития профессионального общения. Чем более содержательной по объему и характеру является педагогическая деятельность, тем более многогранным, разнообразным выступает общение, его границы, виды, направленность, способы. Профессиональная педагогическая деятельность формирует и требования к общению, обуславливает его культуру.
Культура общения — это мера умений и способностей педагога выбирать и использовать необходимые формы, методы и средства взаимодействия с участниками педагогического процесса: учащимися, родителями, коллегами. Основу культуры педагогического общения составляет гуманное отношение к детям.
Критериями оценки культуры общения являются: вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброжелательности, формы приветствия, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, формы общения между учителем и учащимися, родителями, коллегами и т.п.
Педагогическая культура общения проявляется в культуре речи, этикете и такте, эмпатии, аттракции, рефлексии.
Культура речи — это речевое мастерство, умение найти, выбрать стилистически уместный вариант языкового средства, выразительно и доходчиво его применить в процессе педагогического общения. Она предполагает владение педагогом нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать адекватные выразительные языковые средства в различных условиях общения. Роль речи в педагогической деятельности чрезвычайно высока, т.к. именно она является основным инструментом коммуникации и средством воздействия на личность учащегося. В.А.Сухомлинский называл речевую культуру зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей.
Речь учителя должна быть всегда обращена к ученику как к партнеру по общению, вне зависимости от того, отвечает ли он в словесной или несловесной форме, и таким образом влияя на говорящего. Каждое последующее высказывание учителя, как ведущего партнера по взаимодействию, должно учитывать реакцию ученика или класса в целом.
Особенностью культуры речи учителя физической культуры, тренера является умение сочетать объяснение с показом физического упражнения, т.е. владение речедвигательной координацией.
Культура речи служит показателем духовного богатства педагога. Речь каждого педагога должна отличаться оригинальностью, глубиной мысли, творческим выражением содержания, убедительностью, красотой и яркостью. Поэтому в процессе профессионально-педагогической подготовки и последующей практической деятельности необходимо постоянно работать над развитием речевой культуры.
Этикет педагога включает в себя определенный, соответствующий времени и социальному статусу порядок поведения, выраженный в различных формах и видах обхождения с людьми. Иными словами, этикет определяет, какое место занимают воспитанники в системе ценностей педагога. Причем, в восприятии истинного педагога ученики должны располагаются в центре его внимания. Одновременно ребенок должен постоянно ощущать на себе доброжелательное отношение к нему.
Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Такт — это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к человеку, позволяет избежать конфликта или, если это необходимо, использовать конфликтную ситуацию в гуманных целях. Быть тактичным — это нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся .личностью.
Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного, осознанного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость и т.п.), но и умение выбирать правильный подход к учащимся, то есть воспитывающее, действенное средство влияния на детей. В педагогическом общении такт выступает регулятором поведения учителя, средством, с помощью которого он может направлять и корректировать воздействие на личность ребенка.
Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя, т.е. тактику. Ведь педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявления такта в различных его оттенках. Выбор тактики общения связан с умением пользоваться ролевыми позициями: «родителя» — демонстрировать независимость, принимать решения, брать ответственность на себя; «ребенка» — играть роль зависимого, подчиняемого и неуверенного в себе человека; «взрослого» — выражать корректность и сдержанность в поведении, уметь считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и воспитанниками.
Показателем педагогической культуры и тактики общения является умение соблюдать социальную дистанцию. От него во многом зависит эффективность педагогического общения. Уменьшение этой дистанции, наблюдаемое у молодых начинающих учителей, зачастую приводит к фамильярности отношений и утрате авторитета. Чрезмерное увеличение социальной дистанции также влечет за собой отрицательные последствия (отчужденность, взаимное непонимание друг друга) и затрудняет установление контакта между учеником и учителем, что, в конечном счете, негативно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса, ,
Овладение педагогическим тактом осуществляется при условии знания индивидуальных и возрастных особенностей детей, способов воздействия на занимающихся и умении выбрать и использовать наиболее целесообразный из них для конкретной ситуации. Наряду с этим, для выработки педагогического такта не менее важны знания основ морали, умения наблюдать и видеть нравственный смысл и побудительные мотивы в поступках воспитанников, способность ориентироваться в обстановке и принимать адекватные решения.
В процессе педагогического общения истинный педагог ярко проявляет свойства аттракции, эмпатии и рефлексии.
Аттракция — способность педагога обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным и открытым.
Эмпатия — умение педагога точно чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, понимать душевно-эмоциональное состояние ближнего и обладать способностью к сопереживанию.
Рефлексия — способность педагога осознавать себя, свои психические состояния, видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают люди, т.е. способность видеть себя со стороны.
Вышеназванные качества позволяют говорить о педагоге как об интересной, ищущей и целостной личности, вызывающей доверие у воспитанников, и способной успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 9837 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник: studopedia.su