Мастер — класс «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
презентация

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Скачать:

Вложение Размер
master_-_klass_mbdou_no_58_vasileva_yu.a.doc 59.5 КБ
mbdou_no_58_vasileva_yu.a.ppt 1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Администрация Ангарского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 58

Муниципальный образовательный Форум — 2019

«Создание условий для формирования основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста».

Автор: Васильева Юлия Анатольевна,

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 58

Ангарск, 2019 год

«Деньги – это одно из воплощений силы.

Но еще большей силой обладает финансовое образование.

Деньги приходят и уходят, но если вам известно

как они работают, то вы можете управлять

ими и становится богаче»

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем вначале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но учим ли мы грамотно распоряжаться деньгами? Ведь каким бы ни было наше состояние большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Проводя анализ психолого-педагогической литературы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), можно отметить, что авторы рассматривают экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания. Хотя проблема организации трудовой деятельности в семье заслуживает особого анализа.

Большинство ученых считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. (В.В.Чумаченко, А.П.Горяев)

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. (А.А.Смоленцева, Г.П. Поварницина, Ю.А.Киселева).

Поэтому цель моей работы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

— сформировать первичные экономические понятия;

— научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

— объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

— научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

  • Деловые, сюжетно-ролевые игры, такие как: «Вместе за покупками», «Как потратить деньги с пользой», «Финансовый крокодил», «Необходимые и желаемые траты», «Спасатели»
  • Анализ поступков героев художественных произведений «Муха – цокотуха», «Дядя Федор, пес и кот», «Золотой ключик, или приключения Буратино» др.
  • Беседы с детьми, «Необходимые и желаемые траты», «Что такое бартер», «Ловушка – реклама», «Деньги разных стран»; беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора) – «Как посчитать деньги», «Как сформировать семейный бюджет», «Кредиты и займы», «Дети и деньги»
  • Квесты «Фикси – магазин» , «Товары и услуги», «Фикси – секрет», «Фикси – музей», «Удачная покупка»
  • Экскурсии как реальные (в доступные места социальной сферы), так и виртуальные (видео снятые родителями о своей профессии)
  • Использование карт для самостоятельной деятельности детей, настольно – печатных дидактических игр.
  • Электронно – образовательные ресурсы и ИКТ.

Сегодня вашему вниманию я предлагаю вам несколько финансовых игр – заданий.

  1. И так начнем с разминки. «Кто по профессии?»

На экране герои мультфильмов, ваша задача угадать кто они по профессии.

  • Печкин-почтальон.
  • Айболит-доктор
  • Винтик и Шпунтик-механики
  • Старик-рыбак
  • Карабас-Барабас-владелец театра, кукловод
  • Храбрый портняжка-портной
  • Дядя Стёпа-милиционер
  • Папа Свин-кондитер
  • Фрекен Бокк- домоучительница, няня
  • Три поросенка- строители
  • Дядюшка Мокус- фокусник, артист цирка
  • Скрудж Макдак- бизнесмен, владелец многопрофильного холдинга
  • Белка и Стрелка- космонавты

2. Педагог надевает шапку Белки

Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся! Меня зовут Экономная Белочка. Я люблю все экономить, копить и приумножать семейный бюджет. А вы знаете, что такое бюджет?

Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов.

Я предлагаю организовать две команды по 3 человека для участия в данной игре «Семейный бюджет».

Задание: Команде выдается по 15 монет и большой круг, разделенный на 7 секторов. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Семья 4 человека (мать, отец, сын, дочь)

Квартплата . В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе – продукты питания — 3 свободных кружков для оплаты.

Лекарства. В секторе 2 свободных кружка.

Одежда. В секторе «одежда и обувь» — 4 свободных кружочка для оплаты.

Развлечения. В секторе 2 свободных кружка.

Приятные покупки. В секторе игрушки для детей, духи для мамы или удочка для папы. Здесь 2 свободных кружка для оплаты.

Время на выполнение: 2 мин.

В это время Белка задает залу финансовые загадки:

На товаре быть должна

И врачу, и акробату

Выдают за труд . (зарплату)

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить . (налоги)

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без . (рекламы)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы . (ссуду)

Очень вкусная витрина

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат.)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в .. (банке)

Всё, что в жизни продаётся,

И крупа, и самовар

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно . (весы)

Половинку от зарплаты

Называют как, ребята? (Аванс.)

После выполнения задания и прослушивания ответов, педагога предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую». Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» педагоги должны перераспределить семейный бюджет.

После выполнения педагоги делают выводы.

3. Педагог надевает шапку Сороки

Здравствуйте уважаемые педагоги! Я — сорока – продавец!

Вы знакомы с такими понятиями как товары и услуги? Давайте, я вам напомню.

Для того, чтобы удовлетворить все ваши потребности, мы покупаем разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные.

Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить.

Вы должны поднять красные карточки, если я называю товар, а если речь пойдет об услуге – синие.

Шоколад «Алёнка» — Т

Бассейн «Ангара» — У

Сосиски «Боярские» — Т

Медицинский центр «Планета здоровья» — У.

  1. Педагог надевает шапку Кота

Разрешите представиться: Я Кот – ученый и сейчас я предлагаю вам поговорить о деньгах.

Рубль – денежная единица Российской Федерации. Денежная единица – это знак, один из элементов национальной денежной системы. Служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Сейчас многие путешествуют за границу, а давайте проверим как вы знаете валюту других стран.

За правильный ответ вручается валюта напечатанная на цветном принтере.

5. Рефлексия (2 мин.)

У каждого в лоточке есть монетка (купюра). Если вам понравился мастер-класс, и Вас заинтересовала эта тема – то за эту монетку вы можете приобрести буклет, автором которого являюсь я. Если нет – можете оставить монетку себе.

Педагоги делают выбор.

Уважаемые педагоги, если кто желает высказаться, буду очень признательна.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному» , в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Большое все спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр.

Знакомство детей с такими понятиями, как «деньги», «товар, «счет» и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок.

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Приключения Умника и Торопыжки&raquo.

Формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.Задачи:Образовательные:Повторить по.

Источник: nsportal.ru

Related posts