Корпоративные социально-культурные общности

Как социально-культурная общность, любой производствен­ный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, ком­пании, любой другой аналогичной структуры обладает характер­ными особенностями, ассоциируется с терминами «организация»; «корпорация» и соответственно — «организационная культура» и «корпоративная культура».

Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущност­ными чертами этого коллектива. Прежде всего каждая корпора­тивная общность в социально-культурной сфере выступает в каче­стве источника формирования и носителя групповых целей, опре­деленных принципов деятельности и поведения, этических и эсте­тических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к куль­туре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведе­ния.

Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями. которые в совокупности составляют её корпоративную или орга­низационную культуру.

Ценности, составляющие содержание коллективного созна­ния, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих са­модеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, что-

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

бы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.

В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обан­кротившимся или отстающим в экономическом отношении кол­лективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-куль­турных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам вы­ходного дня (кстати, такие поездки, как правило, ((съедают» боль­шую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, на­пример, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.

К элементарным нормам корпоративной культуры, прису­щим каждой организации, правомерно отнести наличие у её со­трудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответствен­ность перед окружающей их средой — коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффек­тивного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного ис­пользования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.

Аналогичной социальной направленностью обладают и цен­ности, лежащие в основе корпоративной культуры и объединяю­щие сотрудников учреждений и организаций социально-культур­ной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к матери­альному благополучию; безопасность и независимость; возможно­сти для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмо­ций и т.д.

Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, дает достаточно пол-

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ное представление о социально-культурной природе любой кор­поративной общности.

Таким образом, любое из учреждений и предприятий соци­ально-культурной сферы — это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является по­лучение прибыли, достижение максимальных экономических ре­зультатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридиче­ских норм и установлений. Каждая современная социально-куль­турная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остаётся слож­ной частью окружающей социальной среды.

Корпоративная культура не может механически заимство­ваться или внедряться, она органически складывается в естествен­ном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназна­чение, миссия (философия, идеология) данной социально-куль­турной общности, ее базовые цели и кодекс поведения её участни­ков.

В корпоративной культуре уникальным образом отражаются и сочетаются возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы социально-культурной общности, а также множество со­ставляющих, от которых зависит самое существование организа­ции: её социально-культурная принадлежность, биография, тради­ции и опыт, межличностные отношения, общие воспоминания о наиболее значительных событиях, наконец, множество субъектов, среди которых — сотрудники, акционеры, потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы -носители общественного мнения и группы — источники общест­венного давления. Корпоративная культура объективно не может отгородиться от местной общины, жителей окружающего района или города, проигнорировать массу проблем, сопровождающих социально ослабленные и незащищенные слои населения — мало­обеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других.

Эта многослойная часть общины не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предпри­ятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

руководствоваться чисто юридической ответственностью. Прихо­дится невольно брать на себя ответственность социальную, урав­новешивать свои экономические цели с экономическими и соци­альными интересами своего окружения,

Не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов иусилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того со­циума, в котором она функционирует.

В этих целях она добровольно берет на себя социальные обя­зательства, участвует в благотворительных социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.

Как социально-культурная общность, любая корпорация обя­зана заботиться о своих сотрудниках, проявлять надлежащую за­боту об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии. В «социальный пакет» входит перечень различных льгот и услуг за счет фирмы, предоставляе­мых сотрудникам по медицинскому и культурному обслужива­нию. В последние годы существенно расширилась практика уча­стия коммерческих структур, больших и малых фирм, бирж, со­вместных предприятий, акционерных обществ в организации со­циально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

«Фирменное» обслуживание, направленное на удовлетворе­ние интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предусматривает: ор­ганизацию посещения выставок, концертов, спектаклей, спортив­ных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных меро­приятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортив­ных площадок, саун и т. д.; содействие в приобретении видеоком­плексов, аудиосистем и других предметов домашней «индустрии досуга». Однако подчеркнем, что уровень «фирменного» соци­ально-культурного обеспечения зависит не только от социально-

раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности_

экономического положения коллектива, эффективности его трудо­вой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в кол­лективных интересах.

Социально-культурная деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, который по сути представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-ин­формационного продвижения «брэнда» — товарного знака выпус­каемой продукции

Как социально-культурная общность, любая корпорация соз­дает собственный имидж с помощью внешних и внутренних со­ставляющих. В качестве внешнихсоставляющих имиджа обычно выступают фирменный стиль и репутация фирмы в глазах общест­венности.

В последние годы существенно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм,»бирж, со­вместных предприятий, акционерных обществ по организации со­циально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

Организация такого своеобразного «фирменного досуга» име­ет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо пола­гая, что подобный «фирменный досуг» является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не то­ропятся приглашать профессиональных организаторов досуга и передают разработке и проведение рекреационных программ в ру­ки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому, если спе­циалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет, методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предприятия кровно заинтере­сованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предпринима­тели не скупятся на финансовые затраты в поисках оптимальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, так как эти затраты окупятся повышением уровня работоспособности людей.

Фирменный стиль предполагает разработку дизайна и обору­дования офиса, товарного знака, логотипа фирмы, бланков, суве-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ниров с рекламой и т.д., а также создание имиджа персонала фир­мы — фирменного поведения и фирменной одежды сотрудников, навыков делового общения и соблюдения правил фирменного этикета. Репутация фирмы является результатом успешного про­ведения пиар-кампании, мероприятий по продвижению фирмы на потребительском рынке.

В создании внешнего имиджа участвуют сотрудники фирмы и приглашенные специалисты: имиджмейкеры, дизайнеры, реклами­сты и др. Многие фирмы и предприятия в рамках концепции «со­циально-культурной ответственности современного бизнеса» раз­рабатывают и реализуют проекты и программы, связанные с про­ведением рекламных кампаний, выставок, ярмарок и презентаций, благотворительных концертов, спектаклей, вечеров, марафонов в пользу экономически и социально ослабленных групп населения, выделением субсидий на поддержку талантливой молодежи, по­мощь медицинским и социальным центрам, учреждениям культу­ры и образования. Масштаб фирмы не имеет принципиального значения: порой скромный магазин заботится об уборке при­легающего двора, а предприятие, производящее пиццу, становится спонсором хоккейной команды близлежащей школы.

С одной стороны, учреждения и организации, находящиеся в частной или акционерной собственности, выступают в качестве экономического (коммерческого) сектора, активно участвующего в финансовом, материально-техническом и рекламно-информаци­онном обеспечении социально-культурной сферы, производстве, хранении, распределении, обмене и потреблении культурных благ и услуг.

С другой стороны, именно эти субъекты формируют и разви­вают свою собственную корпоративную культуру, являясь её’ но­сителями и проводниками и тем самым оказывая существенное влияние на окружающую социально-культурную макро- и микро­среду.

Для выполнения этой миссии коллективы фирм, предприятий, компаний и других организаций, занимающихся бизнесом, обла­дают необходимыми нормативно-правовыми, материальными, фи­нансовыми, кадровыми ресурсами. Для того чтобы полнее пред­ставить специфику воздействия корпоративной культуры на раз­витие их «фирменного» имиджа и стиля, характер и возможности

раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

влияния этой разновидности социально-культурных институтов на область досуга и творчества занятых здесь сотрудников, проведе­ние их ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного от­дыха, необходимо уяснить некоторые особенности их социального статуса и сферы функционирования,

Осуществляя оценку участия представителей делового мира в решении проблем социально-культурной сферы, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферу их функционирования и форму собственности, на которых базируется их деятельность.

Кроме того, коллективы учреждений и организаций данного вида со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип — остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии коллективов можно ознакомиться в специапьных изданиях .

В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммер­ческих центров, корпораций и т. п. вес большее развитие получает «фирменное обслуживание». Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общест­венной жизни коллектива. Например, негативные процессы в со­циально-экономической деятельности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отражаются и на досуговой. социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоре­чия между отдельными социальными группами коллектива и т.д. -все эти и другие аналогичные «заболевания)) трудового коллек­тива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют их сплочению как в трудовой, так и в досуговой деятельности,

В формировании и реализации научно обоснованной и соци-ально_обсспеченной культурной политики коллектива фирмы, компании, предприятия самое активное участие принимают соци-

; См.: Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. — С. 345 — 362

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

алъные работники — педагоги, психологи, медики, юристы, органи­заторы досуга.

Существенно возрастает влияние такого коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспита­тельная функция коллектива подразделяется на внутреннюю (вос­питание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрас­тающее поколение: детей сотрудников, учащихся подшефных учебных заведений), В современных условиях происходит посте­пенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей повышается ответственность коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внера­бочее время, за выполнение ими своих родительских обязанно­стей.

При этом благоприятными условиями для воздействия кол­лектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производст­венные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и разные формы организационного досуга. Она обладает до­полнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жи­лой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллек­тива сгруппированы по месту жительства: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их житель­ства затрудняется в силу «разбросанности» семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесооб­разными представляются поиск и установление «точек соприкос­новения», взаимодействия между различными сферами жизнедея­тельности людей: трудом, учебой, бытом, отдыхом,

Первый этап такого взаимодействия — связь между общест­венными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий кол­лектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоох-

раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ранительных органов), учреждений культуры и спорта, территори­ально приближенных к семье.

Приоритетная роль в организации социально-культурной дея­тельности населения социума принадлежит общественности. Она представляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефст­вующих над школами, дошкольными и внешкольными учрежде­ниями, профессионально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая — население самого микрорайона (воспи­тательная работа проводится там, где оно живет). Вторая группа обычно бывает представлена многочисленными самостоятель­ными общественными формированиями, объединяющими жен­ский актив, совет ветеранов, любительские клубы, родительский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе даль­нейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.

Изначальными конструктивными условиями организации ме­неджмента в социально-культурной сфере служат:

-реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе,

-диалог с семьей, отдельными гражданами, их обществен­ными представителями и другими членами экосоциоси-стемы, а не авторитарное давление на социокультурную сре-

ду;

-решение досуговых проблем методом инновационных под­ходов, а не путем разрушения и переделки сложившегося.

Характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с ос­новными целями данной деятельности. Например, некоторые ча­стные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто ком­мерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые про­граммы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие пред­ставители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам — детям, подро­сткам, престарелым пенсионерам, инвалидам, многодетным семь-

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ям и т. д. — права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное со­трудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями соци­ально-защитной направленности.

Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представи­телей делового мира, например, отечественных и зарубежных биз­несменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финан­сируются за счет частных вкладов и членских взносов.

Пользователями программ клубов закрытого типа, дорого­стоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, кото­рые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем мно­гообразии этих программ — мужских, женских, детских, спортив­ных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и вне­служебных — в их реализации преобладает ярко выраженная соци­альная обособленность.

Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, ко­торую вед>т не столько государственные, сколько, главным обра­зом, частные организации.

-оказание информационно-консультативной помощи, проведе­ние экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам:

-посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обес­печении финансовой и другой поддержки социально-культур­ных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности_

учреждении дочерних фирм, малых предприятий и коопера­тивов; развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в по­ставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудо­вания, оказание транспортных услуг, размещение полиграфи­ческих заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в соци­ально-культурной сфере, участие в организации и финансиро­вании международных детских, молодежных, взрослых про­грамм социально-культурного профиля.

В процессе формирования социально-культурной среды кон­кретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (ком­мерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, само­окупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ве­домства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведом­ственным и неведомственным.

Как государственные, так и частные (коммерческие) предпри­ятия обладают правом добровольного вклада своих средств в со­циально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спон­сора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-куль­турной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерче­ский) сектор проявляет активную предприимчивость и инициа­тиву, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населе­ния, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мо­тоциклов, лодок, катеров и т.д.), находящихся в личном поль­зовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на при­влечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой яв-

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ляготся туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерче­ских зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и про­грамм. Это объединение финансовых средств, трудовых, матери­альных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице госу­дарственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культур­ных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убыт­ков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добро­вольное объединение материально-финансовых средств для вос­становления или ремонта историко-культурных памятников, орга­низации благотворительных акций для воспитанников детских до­мов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, обра­зуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обяза­тельных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; все­мерное поощрение и создание льготных условий для стимулиро­вания добровольного материально-финансового участия государ­ственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии со­циально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культур­ных инициатив и движений являются меценатство и благотвори­тельность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и худож­ников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись пол­ное обеспечение свободы творчества и творческого самовыраже­ния деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, остав­ляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценат­ство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социаль-

раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина. закономерно является необходимым условием и результатом де­мократизации социально-культурной политики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: studopedia.ru

Related posts