Как социально-культурная общность, любой производственный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, компании, любой другой аналогичной структуры обладает характерными особенностями, ассоциируется с терминами «организация»; «корпорация» и соответственно — «организационная культура» и «корпоративная культура».
Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллектива. Прежде всего каждая корпоративная общность в социально-культурной сфере выступает в качестве источника формирования и носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведения.
Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями. которые в совокупности составляют её корпоративную или организационную культуру.
Ценности, составляющие содержание коллективного сознания, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих самодеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, что-
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
бы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.
В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обанкротившимся или отстающим в экономическом отношении коллективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-культурных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам выходного дня (кстати, такие поездки, как правило, ((съедают» большую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, например, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.
К элементарным нормам корпоративной культуры, присущим каждой организации, правомерно отнести наличие у её сотрудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответственность перед окружающей их средой — коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффективного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного использования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.
Аналогичной социальной направленностью обладают и ценности, лежащие в основе корпоративной культуры и объединяющие сотрудников учреждений и организаций социально-культурной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к материальному благополучию; безопасность и независимость; возможности для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмоций и т.д.
Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, дает достаточно пол-
Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
ное представление о социально-культурной природе любой корпоративной общности.
Таким образом, любое из учреждений и предприятий социально-культурной сферы — это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является получение прибыли, достижение максимальных экономических результатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридических норм и установлений. Каждая современная социально-культурная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остаётся сложной частью окружающей социальной среды.
Корпоративная культура не может механически заимствоваться или внедряться, она органически складывается в естественном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназначение, миссия (философия, идеология) данной социально-культурной общности, ее базовые цели и кодекс поведения её участников.
В корпоративной культуре уникальным образом отражаются и сочетаются возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы социально-культурной общности, а также множество составляющих, от которых зависит самое существование организации: её социально-культурная принадлежность, биография, традиции и опыт, межличностные отношения, общие воспоминания о наиболее значительных событиях, наконец, множество субъектов, среди которых — сотрудники, акционеры, потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы -носители общественного мнения и группы — источники общественного давления. Корпоративная культура объективно не может отгородиться от местной общины, жителей окружающего района или города, проигнорировать массу проблем, сопровождающих социально ослабленные и незащищенные слои населения — малообеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других.
Эта многослойная часть общины не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предприятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
руководствоваться чисто юридической ответственностью. Приходится невольно брать на себя ответственность социальную, уравновешивать свои экономические цели с экономическими и социальными интересами своего окружения,
Не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов иусилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того социума, в котором она функционирует.
В этих целях она добровольно берет на себя социальные обязательства, участвует в благотворительных социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.
Как социально-культурная общность, любая корпорация обязана заботиться о своих сотрудниках, проявлять надлежащую заботу об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии. В «социальный пакет» входит перечень различных льгот и услуг за счет фирмы, предоставляемых сотрудникам по медицинскому и культурному обслуживанию. В последние годы существенно расширилась практика участия коммерческих структур, больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ в организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.
«Фирменное» обслуживание, направленное на удовлетворение интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предусматривает: организацию посещения выставок, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортивных площадок, саун и т. д.; содействие в приобретении видеокомплексов, аудиосистем и других предметов домашней «индустрии досуга». Однако подчеркнем, что уровень «фирменного» социально-культурного обеспечения зависит не только от социально-
раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности_
экономического положения коллектива, эффективности его трудовой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в коллективных интересах.
Социально-культурная деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, который по сути представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-информационного продвижения «брэнда» — товарного знака выпускаемой продукции
Как социально-культурная общность, любая корпорация создает собственный имидж с помощью внешних и внутренних составляющих. В качестве внешнихсоставляющих имиджа обычно выступают фирменный стиль и репутация фирмы в глазах общественности.
В последние годы существенно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм,»бирж, совместных предприятий, акционерных обществ по организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.
Организация такого своеобразного «фирменного досуга» имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо полагая, что подобный «фирменный досуг» является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не торопятся приглашать профессиональных организаторов досуга и передают разработке и проведение рекреационных программ в руки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому, если специалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет, методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предприятия кровно заинтересованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предприниматели не скупятся на финансовые затраты в поисках оптимальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, так как эти затраты окупятся повышением уровня работоспособности людей.
Фирменный стиль предполагает разработку дизайна и оборудования офиса, товарного знака, логотипа фирмы, бланков, суве-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ниров с рекламой и т.д., а также создание имиджа персонала фирмы — фирменного поведения и фирменной одежды сотрудников, навыков делового общения и соблюдения правил фирменного этикета. Репутация фирмы является результатом успешного проведения пиар-кампании, мероприятий по продвижению фирмы на потребительском рынке.
В создании внешнего имиджа участвуют сотрудники фирмы и приглашенные специалисты: имиджмейкеры, дизайнеры, рекламисты и др. Многие фирмы и предприятия в рамках концепции «социально-культурной ответственности современного бизнеса» разрабатывают и реализуют проекты и программы, связанные с проведением рекламных кампаний, выставок, ярмарок и презентаций, благотворительных концертов, спектаклей, вечеров, марафонов в пользу экономически и социально ослабленных групп населения, выделением субсидий на поддержку талантливой молодежи, помощь медицинским и социальным центрам, учреждениям культуры и образования. Масштаб фирмы не имеет принципиального значения: порой скромный магазин заботится об уборке прилегающего двора, а предприятие, производящее пиццу, становится спонсором хоккейной команды близлежащей школы.
С одной стороны, учреждения и организации, находящиеся в частной или акционерной собственности, выступают в качестве экономического (коммерческого) сектора, активно участвующего в финансовом, материально-техническом и рекламно-информационном обеспечении социально-культурной сферы, производстве, хранении, распределении, обмене и потреблении культурных благ и услуг.
С другой стороны, именно эти субъекты формируют и развивают свою собственную корпоративную культуру, являясь её’ носителями и проводниками и тем самым оказывая существенное влияние на окружающую социально-культурную макро- и микросреду.
Для выполнения этой миссии коллективы фирм, предприятий, компаний и других организаций, занимающихся бизнесом, обладают необходимыми нормативно-правовыми, материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами. Для того чтобы полнее представить специфику воздействия корпоративной культуры на развитие их «фирменного» имиджа и стиля, характер и возможности
раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
влияния этой разновидности социально-культурных институтов на область досуга и творчества занятых здесь сотрудников, проведение их ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного отдыха, необходимо уяснить некоторые особенности их социального статуса и сферы функционирования,
Осуществляя оценку участия представителей делового мира в решении проблем социально-культурной сферы, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферу их функционирования и форму собственности, на которых базируется их деятельность.
Кроме того, коллективы учреждений и организаций данного вида со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип — остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии коллективов можно ознакомиться в специапьных изданиях .
В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммерческих центров, корпораций и т. п. вес большее развитие получает «фирменное обслуживание». Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общественной жизни коллектива. Например, негативные процессы в социально-экономической деятельности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отражаются и на досуговой. социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоречия между отдельными социальными группами коллектива и т.д. -все эти и другие аналогичные «заболевания)) трудового коллектива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют их сплочению как в трудовой, так и в досуговой деятельности,
В формировании и реализации научно обоснованной и соци-ально_обсспеченной культурной политики коллектива фирмы, компании, предприятия самое активное участие принимают соци-
; См.: Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. — С. 345 — 362
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
алъные работники — педагоги, психологи, медики, юристы, организаторы досуга.
Существенно возрастает влияние такого коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспитательная функция коллектива подразделяется на внутреннюю (воспитание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрастающее поколение: детей сотрудников, учащихся подшефных учебных заведений), В современных условиях происходит постепенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей повышается ответственность коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внерабочее время, за выполнение ими своих родительских обязанностей.
При этом благоприятными условиями для воздействия коллектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производственные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и разные формы организационного досуга. Она обладает дополнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жилой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллектива сгруппированы по месту жительства: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их жительства затрудняется в силу «разбросанности» семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесообразными представляются поиск и установление «точек соприкосновения», взаимодействия между различными сферами жизнедеятельности людей: трудом, учебой, бытом, отдыхом,
Первый этап такого взаимодействия — связь между общественными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий коллектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоох-
раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
ранительных органов), учреждений культуры и спорта, территориально приближенных к семье.
Приоритетная роль в организации социально-культурной деятельности населения социума принадлежит общественности. Она представляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефствующих над школами, дошкольными и внешкольными учреждениями, профессионально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая — население самого микрорайона (воспитательная работа проводится там, где оно живет). Вторая группа обычно бывает представлена многочисленными самостоятельными общественными формированиями, объединяющими женский актив, совет ветеранов, любительские клубы, родительский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе дальнейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.
Изначальными конструктивными условиями организации менеджмента в социально-культурной сфере служат:
-реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе,
-диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциоси-стемы, а не авторитарное давление на социокультурную сре-
ду;
-решение досуговых проблем методом инновационных подходов, а не путем разрушения и переделки сложившегося.
Характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с основными целями данной деятельности. Например, некоторые частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые программы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам — детям, подросткам, престарелым пенсионерам, инвалидам, многодетным семь-
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ям и т. д. — права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями социально-защитной направленности.
Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представителей делового мира, например, отечественных и зарубежных бизнесменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов.
Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ — мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных — в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.
Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, которую вед>т не столько государственные, сколько, главным образом, частные организации.
-оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам:
-посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,
Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности_
учреждении дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов; развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудования, оказание транспортных услуг, размещение полиграфических заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, участие в организации и финансировании международных детских, молодежных, взрослых программ социально-культурного профиля.
В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведомственным и неведомственным.
Как государственные, так и частные (коммерческие) предприятия обладают правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спонсора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.
К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерческий) сектор проявляет активную предприимчивость и инициативу, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населения, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мотоциклов, лодок, катеров и т.д.), находящихся в личном пользовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на привлечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой яв-
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ляготся туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерческих зон и домов отдыха.
Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и программ. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убытков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добровольное объединение материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, образуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; всемерное поощрение и создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.
Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство и благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социаль-
раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
ная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина. закономерно является необходимым условием и результатом демократизации социально-культурной политики.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: studopedia.ru