Лекция по теме «Бизнес план» (в рамках курса «Основы финансовой грамотности»)

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений , планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;

оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;

определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного , регионального и государственного бюджета .

Основные функции бизнес-плана:

является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

выступает инструментом привлечения новых инвестиций;

является инструментом реализации стратегии предприятия.

Одним из важнейших этапов процесса планирования является составление бизнес-плана, необходимого как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.

Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:

1. Обзорный раздел (резюме)

Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию .

Резюме должно содержать:

краткое описание компании;

краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;

объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;

основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;

предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;

номера и даты получения патентов и сертификатов;

факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.

2. Описание предприятия:

основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);

стадия развития данного бизнеса;

цели предприятия и его организационно-правовая форма;

что и как компания намерена предлагать своим клиентам;

основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;

нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;

показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;

отличия данного предприятия от других компаний.

3. Описание продукции или услуг:

физическое описание продукции или услуг;

описание возможностей их использования;

привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;

степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;

список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).

4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.

Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара

Анализ рынка содержит:

определение спроса и емкости рынка;

анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;

результаты исследования рынка;

прогнозы объемов продаж;

описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования , стимулирования продаж и т. д.).

Маркетинговая стратегия включает:

технологии и результаты сегментации рынка;

стратегию ценообразования, прогнозы цен на товары предприятия;

стратегии охвата рынка;

стратегии разработки новых товаров;

выбор ресурсной стратегии;

выбор методов и способов распространения товаров;

стратегию стимулирования быта продукции;

выбор стратегии рекламы товара;

выбор стратегии развития предприятия на перспективу.

5. Производственный план

Основной производственный план содержит:

общий подход к организации производства;

необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;

технологические процессы на производстве;

необходимое оборудование и его мощность.

требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала , предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

План обновления выпускаемой продукции должен содержать:

описание научных подходов, систем, принципов, методов и технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;

технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоёмкости продукции предприятия и основных конкурентов;

План производства и реализации продукции должен включать следующие вопросы:

расчет производственной мощности подразделений предприятия;

план реализации продукции;

анализ использования производственной мощности предприятия;

План развития производства содержит планы:

повышения технического уровня производства;

повышения организационного уровня производства;

социального развития коллектива;

мероприятий по охране окружающей среды;

инвестиционных проектов по развитию производства.

6. График выполнения работ

График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.

План обеспечения производства должен содержать:

анализ эффективности использования различных видов ресурсов;

расчет потребности в различных видах ресурсов;

план материально-технического обеспечения производства;

информационное обеспечение управления производством;

нормативно-методическое обеспечение производства.

7. Управление и организация

Управление предприятием включает:

описание основных участников предприятия (предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т. д.);

организационная схема компании, показывающая внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации;

порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.

Организация реализации бизнес-плана предусматривает:

разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;

организацию учета и контроля выполнения планов;

мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;

регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.

8. Финансовый план

Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

В финансовый план должны включаться:

прогноз объемов реализации;

баланс денежных расходов и поступлений;

финансовый бюджет предприятия;

операционный бюджет предприятия;

управление ценными бумагами, рисками, страхованием;

основные показатели эффективности проекта (срок окупаемости, чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, рентабельность ).

9. Оценка рисков

В разделе «Оценка рисков» требуется оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись

Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане, например, биографии управленческого персонала, результаты исследования рынка, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, план производственных площадей, договоры, гарантийные письма.

В разработке бизнес-плана важнейшая часть — финансовая, основанная на анализе и оценке денежных потоков, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расчете основных показателей их эффективности.

Источник: infourok.ru

Related posts