Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений , планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного , регионального и государственного бюджета .
Основные функции бизнес-плана:
является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
является инструментом реализации стратегии предприятия.
Одним из важнейших этапов процесса планирования является составление бизнес-плана, необходимого как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.
В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.
Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.
Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:
1. Обзорный раздел (резюме)
Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию .
Резюме должно содержать:
краткое описание компании;
краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;
объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;
предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;
номера и даты получения патентов и сертификатов;
факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.
2. Описание предприятия:
основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);
стадия развития данного бизнеса;
цели предприятия и его организационно-правовая форма;
что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;
нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;
отличия данного предприятия от других компаний.
3. Описание продукции или услуг:
физическое описание продукции или услуг;
описание возможностей их использования;
привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;
степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).
4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.
Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара
Анализ рынка содержит:
определение спроса и емкости рынка;
анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;
результаты исследования рынка;
прогнозы объемов продаж;
описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования , стимулирования продаж и т. д.).
Маркетинговая стратегия включает:
технологии и результаты сегментации рынка;
стратегию ценообразования, прогнозы цен на товары предприятия;
стратегии охвата рынка;
стратегии разработки новых товаров;
выбор ресурсной стратегии;
выбор методов и способов распространения товаров;
стратегию стимулирования быта продукции;
выбор стратегии рекламы товара;
выбор стратегии развития предприятия на перспективу.
5. Производственный план
Основной производственный план содержит:
общий подход к организации производства;
необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;
технологические процессы на производстве;
необходимое оборудование и его мощность.
требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала , предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
План обновления выпускаемой продукции должен содержать:
описание научных подходов, систем, принципов, методов и технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;
технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоёмкости продукции предприятия и основных конкурентов;
План производства и реализации продукции должен включать следующие вопросы:
расчет производственной мощности подразделений предприятия;
план реализации продукции;
анализ использования производственной мощности предприятия;
План развития производства содержит планы:
повышения технического уровня производства;
повышения организационного уровня производства;
социального развития коллектива;
мероприятий по охране окружающей среды;
инвестиционных проектов по развитию производства.
6. График выполнения работ
График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.
План обеспечения производства должен содержать:
анализ эффективности использования различных видов ресурсов;
расчет потребности в различных видах ресурсов;
план материально-технического обеспечения производства;
информационное обеспечение управления производством;
нормативно-методическое обеспечение производства.
7. Управление и организация
Управление предприятием включает:
описание основных участников предприятия (предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т. д.);
организационная схема компании, показывающая внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации;
порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.
Организация реализации бизнес-плана предусматривает:
разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;
организацию учета и контроля выполнения планов;
мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;
регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.
8. Финансовый план
Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.
В финансовый план должны включаться:
прогноз объемов реализации;
баланс денежных расходов и поступлений;
финансовый бюджет предприятия;
операционный бюджет предприятия;
управление ценными бумагами, рисками, страхованием;
основные показатели эффективности проекта (срок окупаемости, чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, рентабельность ).
9. Оценка рисков
В разделе «Оценка рисков» требуется оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись
Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане, например, биографии управленческого персонала, результаты исследования рынка, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, план производственных площадей, договоры, гарантийные письма.
В разработке бизнес-плана важнейшая часть — финансовая, основанная на анализе и оценке денежных потоков, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расчете основных показателей их эффективности.
Источник: infourok.ru