Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа №4 »
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Заседанием Зам.директора по ВР Директор МКОУ СОШ№ 4
Педагогического совета __________ Чекмазова И.Н. _______ А.Н. Дорохова
Протокол №1 Приказ 72/1
от 31.08.17 г. от 31.08.17 г. от 31.08.17 г.
Программа кружка
«Основы финансовой грамотности»
общеинтеллектуального направления
для учащихся 10-11кл.
Составитель:
учитель истории и обществознания
Первая квалификационная категория
Мальцев Виктор Александрович
Пояснительная записка.
1.Общие положения.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Учебная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Нормативная –правовая документация.
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федераци и http://www.misbfm.ru/node/11143.
Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
— формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
— формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
— освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
— овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
— формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
— формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
— воспитывать ответственность за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
• Дискуссии.
• Практико-ориентированные игры.
• Деловые встречи со специалистами финансовых структур.
• Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
• Работа с источниками экономической информации.
• Интегративные технологии.
• Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.
2.Описание места учебного курса в учебном плане.
Настоящая программа предназначена для учащихся 10-11 классов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Таблица тематического распределения количества часов