Немного о сфере деятельности
Интернет-радиостанция – это вид средств массовой информации, который на текущий момент не подлежит обязательному лицензированию и сертификации. Осуществление трансляции проходит в сети Интернет. Сегодня существует огромное количество интернет-волн, которые основаны на музыкальном нон-стоп вещании и узко делятся по музыкальным стилевым направлениям, например «Радио Дождя», «Love Summer», «Релакс ФМ», «Metal on Air», «Radio Ethnomusic», «RapOnlineRadio» и мн.др. Также интернет-аналог есть практически у всех FM-радиокорпораций – LoveRadio, Русское Радио, Радио Максимум и т.д..
Как правило, если радиостанция только узкотематическая и музыкальная волна, то такой вид деятельности требует только вложений в техническое оснащение и не подразумевает почти никаких регулярных затрат. Исключением может стать незначительная сумма на оплату авторского контента (до 3,5-4 тыс.руб/мес). Заработок у интернет-радиостанций может присутствовать как в виде транслируемой рекламы или ротационных песен (когда исполнитель проплачивает звучание своей композиции), так и отсутствовать вообще.
Как можно на этом заработать при таком уровне конкуренции?
Ключевой момент в организации интернет-радио как средства заработка – его концепция и отличие от всего того, что представлено на рынке. В данной статье мы предлагаем рассматривать узкоконцептуальную волну, ориентированную на 1-2 из нижеперечисленных сегмента:
- географическое место (городское, региональное, радио одного района);
- возрастной предел (молодежное, для людей среднего возраста);
- музыкального направления (не рекомендуется в чистом виде в виду высокой конкуренции именно в этой плоскости);
- хобби и общие интересы (радио для кулинаров, дайверов, байкеров, молодых мам и т.д.)
Именно ориентация на узкую целевую аудиторию (рекомендуется совмещать первый (географический) и последний (хобби) сегменты для построения концепции и идеи) позволит гарантированно привлекать к бизнесу рекламодателей – людей, которые будут платить за рекламу их товаров и услуг для аудитории слушателей. Например, если волна будет для кулинаров одного города, в число потенциальных рекламодателей могут входить продовольственные супермаркеты, магазины, рынки, расположенные в городской черте, а также заведения общественного питания данного города. Косвенным второстепенным пластом потенциальных рекламодателей такой волны с учетом узкой ее специализации, становятся товары для женщин, дома, отдыха.
Отличительные особенности и концепция бизнеса
Основное, что нужно знать при организации интернет-радиостанции – это азы массового привлечения внимания. По сути, надо просто разбираться в том вопросе, которому посвящена идея радио и иметь большой информационный потенциал – тем, чем будет интересно делиться со слушателями. Люди, которые будут непосредственно вести эфир, должны владеть дикторским и ораторским мастерством, а также обладать личной харизмой. В противном случае даже очень интересный контент слушать будет просто невозможно.
Сам бизнес состоит из двух ключевых этапов:
- Создание непрерывного узкоориентированного потока информации с музыкальным сопровождением для привлечения аудитории;
- Продажа эфирного времени в целях размещения рекламы.
Таким образом, чем более интересным будет формат и идея вещания, тем больше сможет заработать такая студия.
Для организации интернет-радио с нуля вовсе не обязательно снимать дополнительное помещение и арендовать дорогостоящую технику. Все можно сделать в одной из комнат обычной квартиры (отдельное помещение позволит избежать посторонних шумов в эфире, что отличает низкосортный продукт).
Второе, на что стоит обратить внимание – это законодательство в сфере регулирования рекламы и СМИ. В частности необходимо согласовывать деятельность с законом РФ «О рекламе», который строго ограничивает процент времени вещания, отведенного под рекламу (не более 20%) и продукт для рекламирования (запрет на рекламу спиртного и табачных изделий).
Что продавать и кому?
Как уже упоминалось выше, потенциальные клиенты – это не радиослушатели, а те предприятия и организации, которым интересен данный потребительский сегмент. Т.е. радиостанция относится к категории В2В (business to business).
Продукт, который предлагается к продаже – эфирное время для рекламы в той или иной форме. Это могут быть:
- прямые рекламные ролики;
- программа или рубрика, написанные под рекламодателя (например, рубрика рецептов «Готовим с «Олейной»);
- спонсорство;
- розыгрыши призов и конкурсы от рекламодателей;
- прямые интервью с представителями компаний-рекламодателей (например, интервью с шеф-поваром одного из городских ресторанов);
- запуск в ротацию песен за определенную оплату для раскрутки исполнителя.
Как можно зарабатывать на этом в дальнейшем, примеры развития:
- а) организация видеопотока из студии с помощью веб-камеры;
- в) создание базы для общения слушателей в реальном режиме времени с помощью чата;
Это возможность слушателям полностью окунуться в эфир, это привлекает внимание, расширяя возможности самого радио, это позволит размещать в студии рекламные плакаты спонсоров и общаться в чате от имени рекламодателя и т.д.
За наиболее распространенную единицу для тарификации принимается секунда эфирного времени. Средняя стоимость ее в интернет-пространстве России составляет в среднем 4,3 рублей. Средняя длинна рекламного ролика – 20 секунд, т.о. получаем 80-85 рублей за 1 рекламный выход (обычно такая цена приемлема для станции с аудиторией не менее 4000 человек).
Где и как продавать?
Наиболее обосновано открытие интернет-радиостанции в городе с населением не менее 300-400 тыс. человек, а лучшее время для запуска – середина осени-начало зимы, когда повышается количество интернет-пользователей и увеличивается период вовлеченности людей.
Для того чтобы в короткие сроки набрать максимальное число слушателей, следует продвигать станцию в социальных сетях, на городских форумах, с помощью таргетированном рекламы. Сразу стоит создать коммерческое предложение для рекламодателей и предлагать участвовать в раскрутке радиостанции с самого начала на условиях взаимного продвижения.
После получения стабильно высоких рейтингов и количества слушателей. Необходимо приступать к активным продажам рекламного времени. При этом целесообразно, чтобы радио выступало информационным партнером всех проводимых в регионе тематических мероприятий (например, открытие ресторана или дегустация вин для кулинарной волны).
Положительные и отрицательные стороны бизнес-проекта
Наименование |
Аудитория, чел/сутки |