Корпоративная культура как важнейший элемент организаций сферы фитнес-услуг

социологические науки

  • Коваленко Дарья Юрьевна , бакалавр, студент
  • Алтайский государственный университет
  • СФЕРА ФИТНЕС-УСЛУГ
  • КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Похожие материалы

Одной из важнейших целей коммерческих организаций во все времена было повышение эффективности их деятельности, впоследствии приносившие больший доход. Именно это послужило актуальностью для вопросов выявления элементов, способствующих экономическому росту предприятий, и стало центральной задачей для управленческого звена.

Значение корпоративной культуры и её роль в современных бизнес-процессах стала изучаться сравнительно недавно. Зарубежные исследователи первыми обратили внимание на данный элемент организации как движущий стимул к успеху. Российские учёные чуть позже стали изучать данный феномен, что не помешало им выявить актуальные аспекты корпоративной культуры организаций и разработать собственные концепции и идеи по её эффективному функционированию. Так же авторы предлагают свою типологию корпоративной культуры, её сущность и предназначение для организаций, роль в укреплении имиджа и конкурентоспособности. Но при этом большинство исследователей сходятся во мнении, что именно она является одним из факторов для успешной деятельности компании, формирует ценности и нормы поведения, определяет отношения между производителем и потребителем, и в целом складывает представление о фирме или даже бизнесе.

Корпоративная культура является междисциплинарным направлением исследований и находится на стыке нескольких дисциплин, таких как социология управления, менеджмент, социология труда, культурология, экономика, психология, этика и другие. Поэтому можно сказать, что интегративный подход к рассмотрению корпоративной культуры, предполагающий её комплексное изучение, с одной стороны создаёт сложности при её рассмотрении, а с другой стороны позволяет грамотно и эффективно управлять организацией, учитывая все возможные аспекты её функционирования.

Хотелось бы отметить, что все компании уникальны по своему строению и организации. Каждая из них имеет свою собственную историю развития и становления, систему коммуникаций, традиции и ценности, нормы поведения, которые в своей совокупности и образуют уникальную внутрифирменную среду, являющуюся частью и составляющей корпоративной культуры предприятия.

Для предпринимательской деятельности, оказывающий услуги в сфере сервиса, большое значение имеет межличностное общение «производитель-потребитель», а так же личные качества наёмного персонала. Существенное влияние на поведение сотрудников оказывает сложившаяся в организации корпоративная культура, которая воздействует тем самым на работу предприятия в целом. В настоящее время, одним из представителей сервисных предприятий, занимающим всё большую долю рынка, являются организации, оказывающие спортивно-оздоровительные услуги. Спецификой данных компаний является предоставление фитнес-услуг напрямую клиенту, что подразумевает высокий уровень сервиса. Именно поэтому немаловажным являются хорошо разработанные элементы корпоративной культуры: единые нормы поведения сотрудников, общая цель и единые ценности, разделяемые всеми членами коллектива, уникальный имидж, привлекающий новых клиентов. Отсюда и возникает потребность в работе над формированием эффективной корпоративной культуры и грамотном развитии коллектива сотрудников.

В последнее десятилетие одним из национальных приоритетов России стала пропаганда здорового образа жизни, что послужило толчком для активного развития массового спорта. Соответственно по всей стране идёт активное развитие бизнеса, оказывающего спортивно-оздоровительные услуги, и г. Барнаул не стал исключением.

По мнению городской думы, необходимым условием успешного развития физкультурно-спортивного движения в г.Барнауле является соответствующая инфраструктура, представленная спортивными залами, плоскостными сооружениями и бассейнами. Спортивная инфраструктура города включает 180 объектов.[4]

Процент населения, приобщающегося к регулярным занятием спортом стал расти, что позволило рынку фитнес-услуг г.Барнаула расширятся. Однако социально-экономические аспекты жизни населения создают здоровую конкуренцию среди соответствующих организаций. Борьба за каждого клиента приводит к демпингу, агрессивному маркетингу, внедрение кардинально новых принципов ведения бизнеса. При этом развивается и сама фитнес-культура. Возрастающий спрос на фитнес-услуги влечет за собой рост предложений.

Сейчас всё большее количество предпринимателей, оказывающих услуги в спортивно-оздоровительной сфере, начинают понимать, что формирование особой, индивидуальной корпоративной культуры, максимальная вовлечённость сотрудников в общий рабочий процесс, их убеждённость в высоком предназначении своей работы в значительной мере повышает эффективность предпринимательской деятельности. [3]

На примере одной из первых сетей фитнес-клубов г.Барнаула нам удалось выявить некоторые элементы корпоративной культуры сферы фитнес-услуг. Для анализа данного вопроса было проведено социологическое исследование. В качестве основного метода сбора данных был выбран анкетный опрос сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами организации. Хотелось бы представить самые основные и интересные данные.

По мнению респондентов, корпоративная культура в их организации присутствует, так считают 62.9%, и только 25.9% говорят об обратном. Очень интересно выразили своё мнение сотрудники сети фитнес-клубов о её проявлении в компании. Можно выделить следующие аспекты:

  • 28% респондентов говорит только об общей корпоративной форме;
  • 21% опрошенных видит общую цель сотрудников, клиентонаправленность, квалифицированный персонал, а так же организацию внутреннего распорядка;
  • 14% сотрудников представляют корпоративную культуру сети фитнес-клубов в правильно выстроенных взаимоотношениям между сотрудниками и с клиентами;
  • 7% утверждают, что это только общие собрания и мероприятия;
  • 30% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

Корпоративная культура выбранной сети фитнес-клубов формировалась на протяжении 15 лет работы, отличительной чертой данной сферы является достаточно частая смена членов коллектива, поскольку фитнес-индустрия предполагает молодой контингент работников. Именно этим и интересно изучение корпоративной культуры данной компании, ведь существует постоянное движение и обновление внутри организации.

Средний возраст сотрудников, работающих на данный момент в компании, варьируется в диапазоне 20-25 лет. Не удивительно оказалось и соотношение по половому признаку, большинство сотрудников женщины (81,5%) и только 18,5% мужчины.

Для большинства сотрудников сети фитнес-клубов мотивом трудовой деятельности в данной организации является моральное удовлетворение от работы (59,3%), далее идёт хороший коллектив (51,9%), хороший заработок (48,1%) и получение профессиональных навыков (44,4%), в данном вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа. Соответственно удовлетворены своей работой так же большинство 81,4% сотрудников, а вот частью большого коллектива данной организации считают себя чуть больше половины 66,7%.

Одной из главных составляющих корпоративной культуры является наличие общей миссии компании. Интересно, что не все сотрудники знают основную миссию выбранной сети фитнес-клубов. Хотелось бы отметить, что миссия фитнес-клубов, как спортивно-оздоровительных учреждений, немного отличается от миссии других коммерческих организаций. Сгруппировав ответы по смыслу, мы получили следующие данные:

  • 7% опрошенных считают миссией своей организации клиентоориентированность;
  • 19% респондентов придерживаются мнения, что миссия заключается в зарабатывании денег как на клиентах, так и на сотрудниках;
  • 55%, т.е. более половины, сотрудников сети фитнес-клубов представляют миссию, как пропаганду здорового образа жизни и позитивного настроя;
  • 19% затрудняются ответить.

Выявив некоторые аспекты корпоративной культуры выбранной сети фитнес-клубов, мнения сотрудников о её наличии и проявлении в данной организации, стало интересно, какими преимуществами обладает данная сеть спортивно-оздоровительных учреждений по их мнению. Респонденты выделяют следующие достоинства:

  1. Качественный сервис, 22% опрошенных выбирают именно этот аспект;
  2. 17% респондентов говорят о таком преимуществе как наличие бассейна;
  3. 14% считают, что это удобное территориальное местоположение;
  4. 12% опрошенных выделяют как плюс демократические цены на услуги организации;
  5. 10% говорят про квалифицированный персонал клубов;
  6. 6% выделяют как достоинство разнообразие предлагаемых услуг;
  7. 6% — удобные, светлые помещения;
  8. 4% респондентов считают преимуществом наличие детского клуба;
  9. 3% выделяют как преимущество небольшое количество людей на занятиях и 6% затрудняются ответить.

Таким образом можно сказать, что многолетний опыт работы данной организации в г.Барнауле, позволил не только сформировать корпоративную культуру на высоком уровне, но и удержать лидирующие позиции в местной фитнес-индустрии.

Корпоративная культура фитнес-клубов находит свое воплощение во многих аспектах повседневной предпринимательской деятельности. В процессе посещения любого фитнес-клуба, в ходе общения с персоналом и знакомства с помещениями организации, тренажерными залами, бассейнами, можно составить первое впечатление о существующей культурной среде, психологической атмосфере, о способах коммуникаций сотрудников с клиентами и между собой. По некоторым явным или едва уловимым признакам клиент, ставший членом клуба, сравнительно быстро формирует свое отношение к клубу и к его работникам.

Среди важнейших признаков, которые формируют имидж фитнес-клуба, удовлетворённость клиентов и сотрудников, особенно выделяются следующие: интерьер помещений, внешний вид персонала, состав занимающихся, поведение сотрудников и клиентов, способы и формы межличностных коммуникаций. Все перечисленные факторы имеют культурные корни и могут быть в определенной мере скорректированы владельцами и менеджерами организаций. [2]

Благодаря проведённому социологическому опросу в сети фитнес-клубов г.Барнаула получилось выявить элементы корпоративной культуры, которые непосредственно влияют на престиж и имидж данной организации. Они не требуют вложения значительных денежных средств, но при этом явно влияют на узнаваемость и удовлетворённость предоставляемых услуг.

Список литературы

  1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с. Про эффективность предприним деятель
  2. Галкин, В.В. Проблемы формирования корпоративной культуры в спортивных организациях (на примере фитнес-клубов) // http://vadim-galkin.ru/articles/sport-business/ corporat-culture/.
  3. Давидюк Е.П., Лелявина Т.А. Корпоративная культура – важнейшая составляющая успеха коммерческих организаций сферы фитнес услуг // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – №10 (80). – С. 79-85.
  4. Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года: Решение Барнаульской городской Думы Алтайского края от 19 декабря 2013 г. №234: принят Барнаульской городской Думой Алтайского края: опубликован «Вечерний Барнаул», N 194, 25.12.2013.
  5. Разу М.Л. Менеджмент: учебник [Текст] / под ред. М.Л. Разу. — М.: КНОРУС, 2008. — 472 с.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: novainfo.ru

Related posts