Корпоративная культура зачем

Консультант по управлению и развитию бизнеса

Александр Цыганок

Помощь предприятиям в области описания бизнес-процессов,
оптимизации затрат, стратегического управления

Расписание открытых семинаров-практикумов:

13-14 декабря 2019, Москва — «Описание, оптимизация и регламентация бизнес-процессов«.
Как своими силами повысить производительность труда, эффективность процессов с помощью самых простых инструментов, не зависеть от консалтинговых фирм и специализированного софта.

19 декабря 2019, Москва — «Разработка и реализация маркетинговой стратегии: как провести адекватное планирование развития бизнеса«.
С учетом анализа современных бизнес-тенденций, конкурентной среды, состояния экономики, возможностей рынка.

Корпоративная культура — как, что, зачем?

«Описание, оптимизация и регламентация бизнес-процессов»

Корпоративный проект под ключ,
или индивидуальное обучение специалистов.


Экспертное консультирование:
«Минимизация издержек. Повышение рентабельности бизнеса»

Системная программа снижения издержек

how to get abortion pill

Если в вашей компании по утрам поют гимн или запрещают называть на «вы» даже начальство, скорее всего, это влияние корпоративной культуры. Ничего общего с воспитанностью это понятие не имеет. В некоторых компаний поощряется, например, «сообщение сведений о неправомерных действиях коллег начальству», «стукачество», как говорят в народе или жесткая конкуренция.

Корпоративная культура — это свод ценностей и профессиональных норм, предусматривающих определенный стиль взаимоотношений сотрудников между собой, с начальством и клиентами.

На Западе давно поняли важность мер, объединяющих сотрудников, и если маркетинговые стратегии — голос компании, то корпоративная культура — ее душа. Основу этой «души» создают ценности и нормы, в которые могут входить: отношение к начальству («мудрый отец» или «приятель»); взаимоотношения с коллегами (например, сотрудничество или конкуренция); возможности для обучения или повышения квалификации (специально создаются или затруднены); стиль руководства (либеральный или авторитарный), дисциплина (жесткая или нет); открытость или закрытость внутренней информации для рядовых сотрудников, оценка эффективности работы (свободная или в форме отчетов и презентаций) и т.д.

Зачем нужна корпоративная культура?

Высокая конкуренция компаний на рынке задает необходимость формирования корпоративной культуры.

Во-первых, это работа на имидж компании. Что, если несколько компаний предлагают схожую продукцию по примерно одинаковым ценам? Заказчику впору растеряться. Скорее всего он отдаст предпочтение той, которая рассказывает о себе, своих целях, миссии и т.д.

Во-вторых, корпоративная культура снижает затраты на обучение нового персонала. По крайней мере, в теории. Общие ценности сотрудников создают чувство принадлежности к одной большой команде, а значит, у человека не будет желания сменить работу.

В-третьих, эффективная корпоративная культура позволяет человеку видеть результат его работы, помогает руководству отмечать особые заслуги, создает чувство безопасности и уверенности. Работа в такой атмосфере заставляет людей ответственнее относиться к своим обязанностям. И компания опять остается в выигрыше.

Как создается корпоративная культура?

Корпоративная культура обычно выстраивается по определенному плану «сверху» PR-отделом или специалистами по работе с персоналом (HR). В полном смысле новые правила можно назвать «работающими» только тогда, когда они принимаются и разделяются всеми сотрудниками. Если в компании нет четкой системы контроля и поддержания принятых норм, «корпоративная культура» остается лишь красивыми словами в отчете для начальства.

Обычно выделяют два уровня корпоративной культуры: внешний (регламент проведения церемоний, манера одеваться, правила поведения) и внутренний. Последний делится на осознанный (слова и действия) и неосознанный (но в не меньшей степени оказывающий влияние на принятие решений сотрудниками и руководством).

В западных компаниях с соискателями проводят психологическое тестирование, чтобы определить насколько внутренняя мотивация новичка соответствует установкам, принятым в компании.

Отличительные особенности корпоративной культуры

На чем бы ни основывалась корпоративная культура, о ее эффективности можно судить по некоторым признакам. Например, в работе сотрудников присутствует слаженность, стремление к общим целям, т.н. «командный дух»; удовлетворение работой (нет высокой текучки кадров); лояльность компании; высокие производительность и качество работы; новаторство и готовность к переменам. А также существуют некоторые основополагающие принципы, которые выражены в миссии компании и являются основой корпоративной культуры. Миссию компании еще называют фирменной идеологией или кредо – сути это не меняет.

В той или иной форме корпоративная культура имеет свои символы (объекты, действия или события, имеющие смысл для сотрудников компании); предания (рассказы, основанные на реальных событиях, отражающие принципы работы компании); героев (реально существующие или придуманные образцы для подражания); девиз или слоган, в котором кратко формулируется основная идеология; церемонии и традиции — это могут быть мероприятия, посвященные высокому уровню продаж за месяц, юбилею компании, тим-билдинги (team-команда, build – строительство, т.е. тренинги, направленные на укрепление командного духа). И все эти усилия направлены на формирование, усиление и поддержание корпоративной культуры.

«HRанители ценностей»

Обычно все заботы о создании корпоративной культуры ложатся на плечи HR (отдел по работе с персоналом) или PR (отдел по связям с общественностью) отделов. От них требуется подбирать новые кадры с учетом ценностей и норм, заложенных в корпоративной культуре данной компании, заботиться о психологической и трудовой адаптации новых сотрудников, помогать повышению квалификации персонала по отношению к целям фирмы; проводить различные мероприятия и т.д.

Но основные проблемы развития корпоративной культуры в том, что человек, кроме общения с менеджером по персоналу, взаимодействует и с другими людьми. Скажем, пришел новичок в компанию, в отделе кадров ему сказали, что компания не поощряет переработки, а в подразделении, где он начал работать, принято задерживаться по вечерам. Такое противоречие создается разными установками официальных и неформальных лидеров и часто мешает замыслам руководства. Поэтому менеджеру по персоналу необходимо знать хотя бы основы индивидуальной и социальной психологи.

Европейский, азиатский и американские типы корпоративной культуры.

В России пока не сформировались свои принципы построения корпоративной культуры. В зависимости от характера руководства и стратегии, которой придерживается топ-менеджер, за основу берется европейская, американская или азиатская (восточная модель), несколько адаптированная к нашей стране. Вы сами можете определить, какая из них действует в вашей компании или выбрать более приемлемую при смене работы.

Самая бюрократичная – европейская культура , вертикальная система принятия решений затрудняет высказывание личных инициатив, но принятая вежливость и корректность поведения, создают приятную атмосферу. Самая демократичная – американская , в компании ко всем обращаются на «ты», а в контакт-листе каждого сотрудника находятся все, начиная от офис-менеджеров и заканчивая директором. Азиатские модели отличаются иерархичность и преемственностью. Сотрудник, придя в компании после окончания учебы, четко знает, какую именно позицию он сможет занять после 20 лет хорошей работы.

Особенности корпоративной культуры также определяются сферой деятельности фирмы. Например, в банковском секторе она более строга, а поведение и требования к внешнему виду работников четко расписаны, в торговле она менее регламентирована и отличается самобытностью.

А вообще, особенности корпоративной культуры определяются работающими в компании людьми, их привычками, ценностями, желаниями и т.д. Именно поэтому создано так много теорий и написаны различные руководства по организации труда, мотивации и сплочению команды сотрудников. Ведь все люди очень разные и требуют индивидуального подхода. Каждый человек стремится достичь своих личных целей, и задача менеджера по работе с персоналом – вовремя увидеть эти стремления и помочь реализовать их тем или иным образом. Чтобы успешно управлять другими людьми, сотрудник HR отдела должен неплохо разбираться в психологии.

Корпоративная культура, это не прихоть, а насущная потребность каждой компании. От того, насколько правильно она будет организована, зависит выживание фирмы в современных рыночных условиях. Только сильная сплоченная команда сотрудников приведет к настоящему успеху.

Источник: tsyganok.ru

Related posts