Конкурсное задание «Методический семинар»

Методический семинар: «Система работы по развитию финансовой грамотности учащихся средних школ»

Скачать:

Вложение Размер
Пояснительная записка. Методический семинар 25.93 КБ
Презентация. Методический семинар 1.81 МБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Учитель экономики. Самара.

«Система работы по развитию финансовой грамотности учащихся средних школ»

Я предлагаю свою концепцию подхода к преподаванию экономических дисциплин в средних школах. Данный опыт имеет комплексный характер, поэтому назван: «Система работы по развитию финансовой грамотности учащихся средних школ». Многие моменты этой системы могут быть использованы учителями и других школьных дисциплин.

В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование. Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансовая грамотность – стала одним из основных направлений моей деятельности, особенно после участия в проекте «Неделя финансовой грамотности в регионах России». Это проект Экспертного совета по защите прав потребителей, созданного при Службе Банка России по финансовым рынкам http://www.fcsm.ru/ru/about/expert_council/ (бывшая Экспертная группа по финансовому просвещению при ФСФР России).

Я считаю, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. А в презентации актуальность данной темы показана на примере обычной бытовой ситуации, которая произошла в банке.

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ставят перед современной школой задачи по воспитанию высоконравственного, компетентного гражданина России. И мой представленный здесь педагогический опыт учителя экономики в большей степени направлен на поиск путей формирования ответственного, инициативного, финансово грамотного и компетентного человека 21 века. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до начала работы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик средней школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, умел делать осознанный выбор.

Проблемы, с которыми мне как учителю приходится постоянно сталкиваться в работе – это отсутствие устойчивой мотивации к учению у значительной части учащихся, устаревшая оценочная система и необходимость разработки комплексного подхода в обучении. Я преподаю экономику в средней школе более 15 лет и считаю, что при изучении любой дисциплины, а особенно общественных наук, которые формируют мировоззрение человека, расширяют его кругозор, формируют активную жизненную позицию, необходим комплексный подход.

Основной модули (блоки) моей системы:

1. Вводная часть.

Это блок реализуется посредством:

1.1. Изучения личности учеников: опрос, наблюдение, эссе.

1.2. Выявление мотивации современных школьников: психологические тесты.

2. Основная часть.

Способы повышения экономической (в данном случае финансовой) грамотности.

Это направление должно быть основано на формировании знаний финансовой информатизации учащихся.

2.1. Программа по целому курсу «Финансовая грамотность» или раздел в программе курса «Экономика».

2.2. Новая методика оценивания знаний учащихся – «Переведи свои знания в деньги!»

2.3. Чтение тематических книг.

2.4. Деловые игры.

3. Заключительная часть.

3.1. Формирование экономического мышления.

3.2. Современный финансово грамотный человек.

В соответствии с ФГОС, я рекомендую проводить педагогическую диагностику субъектов образовательной деятельности. А именно вводить опросы, тестирования, направленные на выявление мотивации современных школьников.

Изучая педагогический аспект этой большой проблемы, я обратилась к исследованиям М.И.Лукьянова и Н.В.Калинина. (Методика изучения мотивации обучения старшеклассников); Щербатых Ю.В. (Психология предпринимательства и бизнеса); М. Нефёдовой («Душа ребёнка»). Так М. Нефёдова замечает: «Если у ребёнка преобладает только внешняя мотивация, то это сдерживает его развитие и самостоятельность». Я рекомендую проводить опросы не только среди школьников, но и их родителей. И частая жалоба родителей «Он не хочет (делать уроки, ходить на кружок, заниматься спортом и т.п.)» в течение учебного года обычно решается давлением («надо»). Психологи считают, что, заставляя ребенка, родители (а часто и учителя) не дают развиться его внутренней мотивации. А в норме мотивация у человека не внешняя, а внутренняя. «Руки чешутся», хотя никто не заставляет. Вот такую – внутреннюю мотивацию – я и стараюсь развивать. Разумеется, это не значит, что ученик не должен прилагать никаких усилий! Но он не насилует себя, не надрывается, не чувствует себя жертвой обстоятельств. Примеры опросов и тестов приводятся в моей презентации (полная характеристика психологического теста «К какому типу работника ты относишься» представлена на моём сайте).

2. Основная часть.

2.1. Программа по целому курсу «Финансовая грамотность» или раздел в программе курса «Экономика».

Я считаю, что чем раньше начать развивать финансовую грамотность, тем раньше можно рассчитывать на финансовую независимость и самостоятельность детей и подростков. «Грамотность» — означает принятие взвешенных, обдуманных и эффективных решений по формированию и распределению фондов личных денежных средств. А это навыки бесценные в условиях рыночной экономики, в которых мы все живём. В презентации предлагается полный курс, направленный на повышение финансовой грамотности учеников средней школы. Он состоит из нескольких тренингов и семинаров, которые могут быть проведены как по отдельности, так и последовательно. Второй вариант – это введение раздела «Финансовой грамотности» в общую программу по экономике.

2.2. Новая методика оценивания знаний учащихся – «Переведи свои знания в деньги!» реализует идеи ФГОС по выработки более гибкой и широкой системы оценивания.

Я предлагаю способ, как сделать оценку деятельности учащегося максимально объективной, понятной ему, способствующей включению внутренних мотивов учебной деятельности. На первом уроке мы заводим с каждым учеником его персональную сберегательную книжку. И я объясняю, что все знания получаемые на уроках экономики будут теперь переводиться в деньги: 1 балл приравнивается к 200рублям, 2 балла – это 400руб., 3 балла – 600руб., 4 балла – 800 руб., 5 баллов – 1 000рублей.

Объяснив новый материал на уроке, я как бы выдаю каждому кредит в сумме 1000рублей (на 5 баллов). Эта сумма кредита записывается учеником в его личную Сберегательную книжку (в строчку где указана тема урока и дата) в столбик «ПРИХОД». Ребёнок должен «отработать» эти деньги (знания) – вернуть кредит – отвечая на следующем уроке устно, письменно или по тестам (в соответствии, как запланирована проверка домашнего задания учителем на следующем уроке). Ответ на «5» баллов – это полный возврат кредита по данной теме. Соответственно в Сберегательную книжку ученик записывает себе в «Расход» 1000руб. Если он ответил на 4 балла, то соответственно 800руб. (если хочется поставить «4 с минусом» — это будет 700 руб.) и т.д. После прохождения большой темы или раздела ученики подсчитывают остатки своего долга – это разница между приходом и расходом. Оставшийся долг можно отработать по прайс-листу. Ученикам раздаются «Прайс-листы» с вопросами по пройденной теме. Каждый ребёнок сам выбирает из предложенного списка вопросы, на которые он будет отвечать. Вопросы набираются на сумму долга. Вопросы лучше составлять короткие, не требующие развёрнутого ответа. И на последнем уроке по теме или разделу ученик «отчитывается по долгам». При полном погашении кредита, долг обнуляется. Пример прайс-листа и формы сберегательной книжки есть в презентации, а также на моём сайте.

2.3. Одной из эффективных форм учебной деятельности должно стать чтение тематических книг. Так как считаю, что в современных учебниках много внимания уделяют теории предмета экономики (её заучиванию), освещению различных проблем. И мало – вопросам практичности, актуальности, успешности, побуждающей школьника к деятельности. Я рекомендую книги Роберта Кийосаки. По данным крупнейшей в книжной отрасли исследовательской компании «Nielsen Bookscan», книги из серии «Богатый папа» занимали четыре из десяти первых мест в статистике продаж печатных книг 2001-2008 годы. Благодаря своим взглядам на деньги и инвестирование, которые зачастую противоречат общепринятой мудрости, Роберт снискал репутацию откровенного и мужественного человека, не признающего авторитетов. Его точка зрения (старый совет «найти хорошую работу, откладывать деньги, выбраться из долгов, инвестировать на долгий срок» давно отжил своё) бросает вызов существующему положению дел. Его утверждение «Ваш дом не является активом» вызвало жаркую полемику, но текущий мировой финансовый и политический кризис подтвердил справедливость этого вывода. Многие утверждения автора идут в разрез общепринятым мнениям. Он, например, убеждён, что в школе дети не получают нужных знаний о деньгах и потом всю жизнь работают ради денег, вместо того чтобы заставить деньги работать на себя.

2.4. Деловые игры, как разнообразие форм учебной деятельности, позволяют в непринужденной игровой форме осваивать основы экономики и финансов. Данный способ я считаю одним из наиболее эффективных, поскольку он не предполагает ни заучивания, ни слушания длинных лекций или чтения неподъемных томов. В игре не страшно ошибаться. И в итоге, те знания, которые, казалось, невозможно донести до ребёнка, начинают попадать в цель. Развитие финансовой грамотности хорошо осуществлять именно через проведение деловой игры. Целью этих игр является развитие у школьников базовых представлений о финансовой грамотности, формирование навыков организации личного бюджета, в целом, финансового планирования. В презентации приводится пример одной из таких игр – «аукцион экономических знаний». Фрагмент деловой игры представлен на моём сайте.

3.Заключительная часть –это формирование современный финансово грамотного человека с новым экономическим мышлением. Что и предполагают ФГОС: высшая потребность – в самоусовершенствовании, самореализации – потребность состояться Человеком на своём жизненном пути.

Здесь важной задачей является формирование опыта успеха. Для этого я предлагаю следующие «рецепты»: обращаться за советами к своим ученикам, провоцировать их, обсуждать разные темы. Доверять своим ученикам, давать им возможность победить и просто – научить мечтать!

Финансовая грамотность может быть кардинально и не изменила жизнь моих учеников, но, по их мнению, она сделала её лучше, интересней и комфортней. Вот какие советы они написали начинающим изучать экономику:

— Нужно читать больше книг о финансах и методах сохранения и приумножения денег.

— Начинать работать и откладывать от 10 до 20 процентов от зарплаты для вложения в какие-нибудь активы в будущем (мои ученики начинают подрабатывать, ещё учась в школе)

— Учится расходовать деньги. Вести учет своих доходов и расходов, а затем анализировать где можно их уменьшить, а где увеличить….

— Менять мышление с негативного на позитивное. Не думать о том, как тяжело достаются вам деньги, а представлять свои будущие прибыли….

Источник: nsportal.ru

Related posts