-
li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
- Комплексно-тематическое планирование. (2)
- Календарное планирование в группе компенсирующей направленности 2019-2020 уч.год. (10)
- Самообразование (1)
- «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» (2)
- Календарное планирование в старшей группе компенсирующей направленности 2018 -2019 учебный год (11)
- Календарное планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности (3)
- Мои проекты в МАДОУ №31 (5)
- Финансовая грамотность дошкольников старшего возраста (2)
- Конспекты занятий с детьми дошкольного возраста (3)
- Презентация-тезисы к родительскому собранию (1)
Квест-игра по развитию финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад комбинированного вида № 31 «Крепыш»
141075, Московская область, г.о. Королев, пр-т Космонавтов, д.10А., тел.(495) 519-52-57
141076, Московская область, г.о. Королев, ул. Мичурина, д.7А., тел.(498) 602-91-16 (498) 646-32-26
ОКПО 45707429 ОГРН 1025002035717 ИНН/КПП 5018048919/501801001
ТЕМА: Квест-игра для детей дошкольного возраста в подготовительной группе.
«Путешествие денежки»
Воспитатель: Панкова Е.Ю.
Г. Королев. 2018 год
Пояснительная записка.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
С помощью игр и практик можно донести до детей, что деньги не приходят ниоткуда и не даются просто так, а мама с папой получают их за свой труд, порой очень нелегкий. В период от 6 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Дошкольник должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители.
Что дает игра?
- формирует у детей четкое представление о деньгах;
- развивает практические навыки управления личным денежным потоком;
- вызывает интерес к теме денег и вдохновляет детей на дальнейшее — самостоятельное изучение данного предмета;
- превращает процесс обучения и освоения новой информации увлекательнейшим занятием; Поэтому цель данной работы с детьми – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Цели и задачи:Задачи:Развивающие: в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;Ход квест-игры1 станция. «Денежная» Ознакомительная беседа. Что такое деньги? Какие деньги раньше были? Какие деньги у нас в России? Зачем деньги нам нужны? Что с ними можно делать? (копить, тратить, вкладывать, менять)Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег .- мяч-изображение пластиковой карты; Итак, деньги нам нужны: — для оплаты бытовых услуг;- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);- для покупки подарков;(воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.- Если мы едем на автобусе, мы платим?
- — Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
- Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- — для оказания помощи бедным
- — для оплаты проезда на транспорте;
- — для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
- — для покупки продуктов питания;
- Педагог бросает мяч ребёнку и называет, для чего нам нужны деньги, а дети продолжают.
- — копилка с набором разных монет и банкнот;
- Оборудование:
- Игра «Можно ли обойтись без денег?»
- Ребята, сегодня к нам пришел гость – Денежка. Поздороваемся с ней. Денежка предлагает вместе с ней отправиться в путешествие. Поедем мы в сказочном автобусе. Вот первая станция.
- Воспитательные: формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
- Образовательные: участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
- Цель:в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
- «Путешествие денежки»
- Квест-игра
- Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Игра «Нарисуй и вырежи одновременно грушу и яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее..
2 станция. » Нужно ли нам хранять деньги? « (загадки про копилку, кошелёк), где еще хранят деньги (в сундуке, в банке, в сейфе). Изготовление кошелька способом складывания бумаги (оригами).
Цель : раскрыть понятия «деньги», «монета», «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег .
Педагог называет признак монеты, а дети называют противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
— Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке).
Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.
( пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
— Что удобнее носить с собой: наличные (монеты ,банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)
Физкультминутка.
Под песню кота Базилио и лисы Алисы из сказки «Буратино».
Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, Несите ваши денежки — иначе быть беде. И в полночь ваши денежки заройте в землю там, И в полночь ваши денежки заройте в землю, где? Заройте в землю, где. Не горы, не овраги и не лес, Не океан без дна и берегов, А поле, поле, поле, поле Чудес, А поле, поле, поле, поле Чудес, Поле чудес в Стране Дураков. Крекс-пекс-фекс. Полейте хорошенечко, советуем мы вам, И вырастут ветвистые деревья в темноте, Но вместо листьев денежки засеребрятся там, Но вместо листьев денежки зазолотятся где. Зазолотятся где? Не горы, не овраги и не лес, Не океан без дна и берегов, А поле, поле, поле, поле Чудес, А поле, поле, поле, поле Чудес, Поле чудес в Стране Дураков. Крекс-пекс-фекс. Слова Б. Окуджавы, музыка А. Рыбникова
3 станция. «Профессиональная» Какие профессии бывают? А за что платят зарплату? Что можно и нельзя купить за деньги?
Игра « Угадай профессии людей и сказочных героев»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам — с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
4 станция » Трудовая».
Художник, врач, строитель, шофёр. Прохождения детьми заданий и получения ими первой своей зарплаты. За каждую хорошую правильную работу ребёнок получает 1 монету. Монета – вырезанные кружки из цветного картона.
Игра «Работать можно по разному»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои:Иллюстрация из сказки: « Петушок и колосок», Золушка, Буратино, Кот в сапогах, Стрекоза и муравей, Стрекоза и кузнечик, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Лисичка-сестричка, Фрекен Бок и др.
Ход игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше — трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи — не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Услуги и товары»
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда — изготовление товаров или предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Суть игры
Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
5 станция. Импровизированный магазин.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Детям предоставляется возможность купить на свою первую зарплату любую покупку из предложенного ассортимента, имея в запасе столько монет, сколько заработали. Либо положить деньги в банк или в коробку для пожертвований. Так же детям предлагается вариант забрать заработанные монеты домой (отдать родителям «им нужнее», либо поместить в свою копилку).
Все товары на прилавке имеют ценник с указанной стоимостью. (Например фигурка сова из природного материала – 4 монетки.) .
ВЕДУЩАЯ — Молодцы ребята все с заданиями справились, теперь вы знаете откуда денежки берутся и как тяжело их зарабатывать. А что же можно купить ребята за деньги? (ответы детей) А что нельзя купить? (ответы детей). Правильно дружбу, честность, доброту. Потому что дружбу и порядочность ни за какие деньги не купишь. И это самое главное.
Спасибо всем за участие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, 4. 4.
Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), — Калининград, 2013.-26 с.
Источник: pankova-ds31korolev.edumsko.ru