Автор: Семенова Светлана Петровна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ладушки» г. Качканар Свердловская область
Назначение: конспект может быть полезен в работе воспитателям ДОУ
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Формировать первичные экономические понятия: финансы, экономия, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Материалы к занятию: Интерактивная доска, видеозапись сюжета приглашения в Страну Финансов и заключительной части, детские деньги «школики» 10 шт, пазлы-подсказки с заданиями, кошелек, карточки «Профессии – результат труда», «Река времени» карточки с изображением денег разных эпох, листы бумаги А-5 на каждого ребенка, шаблоны юбки (трапеция), простые карандаши, макеты «Банк», «Магазин игрушек», «Фонд помощи животным», мяч, сюрприз для детей (монетки-шоколадки)
Ход занятия:
1. Организационная часть
— Ребята, я нашла какой-то кошелек. Вы не знаете, кто его потерял?
На экране появляется королева страны Финансов: «Здравствуйте, ребята! Я – Королева страны Финансов. Приглашаю вас в свою страну, где вас ожидают различные испытания, выполнив которые, вы сможете заработать детские деньги – «школики» и разгадать одну великую тайну. Кошелек для денег уже у вас, там же имеется и подсказка. Выполненное задание дает вам подсказку для следующего. Желаю успеха!».
-Вот это да! Вот оказывается, откуда кошелек! Ну что, ребята, принимаем приглашение?
2. Основная часть.
2.1. Разминка
— Тогда надо проверить, готовы ли мы к испытаниям. Согласны?
— Что такое финансы? (это деньги)
— Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку)
— Что с ними можно делать? (тратить, менять, копить)
— Вижу, вы знакомы с деньгами, можем отправляться. Давайте закроем глаза и скажем: «1,2,3, покружись. В стране Финансов окажись»! Вот мы и в стране Финансов.
2.2 Задание №1
— Где же находится 1 задание? Достаем подсказку из кошелька – это загадка: «Синяя сестрица, быстрая, как птица, вдоль дружков-бережков в океан стремится» (Река)
— Значит, где находится 1 задание? (У реки) Ищем реку! Что мы здесь видим? (древние люди, старина, современные люди и разные деньги, предметы) Это Река Времени. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать в 1 задании? (подобрать картинки с изображением денег к людям разного времени) Тогда давайте возьмем картинки и определим, к какому времени относится данный вид денег. Дети выполняют задание.
— Ну вот, мы справились с 1 заданием. А вот и заработанные «школики», и подсказка для следующего задания. (Рассматривают подсказку)
2.3 Задание №2
— Как вы думаете, где будем выполнять 2 задание? (найди лишнее среди картинок: стул, стол, ковер, диван, шкаф) — Что тут лишнее и почему?
— Значит, где находится следующая подсказка? (на ковре)
— Как вы думаете, ребята, за что люди получают деньги? (за работу)
— Как называются деньги за труд? (зарплата)
— Какая бывает работа? (перечисляют) Кто занимается этой работой? (профессия)
— А вот и 2 задание. Рассмотрим картинки и задание на конверте (на конверте символ — 2 карточки держатся за руки)
— Что же предстоит сделать? (найти пару профессия – результат труда). Возьмем по карточке и найдем себе пару.
— Кто нашел себе пару, скажите, человек какой профессии у вас, и что он производит. (строитель строит дома, доктор лечит больных, швея шьет одежду, продавец продает товар, водитель возит грузы, горняк добывает руду)
-Выполнили задание, заработали «школики» и новую подсказку. (мяч)
2.4 Задание №3
— Где находится 3 задание? (у мяча)
— Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход)
— А когда тратим? (расход)
Игра «Доход – расход» с мячом в кругу.
— Хотите поиграть с мячом в «Доходы и расходы»? Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.
— Папа получил зарплату. – доход
— Заболела бабушка. – расход
— Мама выиграла приз. – доход
— Сестра потеряла кошелек. – расход
— Заплатили за квартиру. – расход
— Сын получил стипендию. – доход
— Купили телевизор. – расход
— Бабушка продала пирожки. – доход
— Брат порвал куртку. –расход
— Купили путевку на море. – расход
— Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? — — Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)
— Выполнили 3 задание, заработали «школики» и новую подсказку. (Ребус: картинка стул, зачеркнута буква У, вместо нее буква О)
2.4 Задание №4
— Где находится следующее задание? (на столе) Садятся за столы
— Ребята, представьте, что вы работаете закройщиками в ателье. Вам заказали сшить девочкам для выступления юбки. У каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка юбки. Расчертите выкройки на ткани. Придумайте способы, чтобы заработать больше денег. Дети выполняют задание.
-Давайте посчитаем, сколько юбок у вас получилось.
— Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег?
Выполнили 4 задание, заработали «школики» и подсказку. (интерактивная доска)
2.5 Задание №5 (подходят к интерактивной доске)
— Что делают люди с заработанными деньгами? (покупают что-то, тратят их)
— Все ли деньги нужно тратить? Почему? ( Нужно беречь деньги семьи)
— Можно ли жить и не тратить деньги ни на что?
— Существуют различные потребности.
— Какие бывают потребности? (на ИД дети распределяют потребности на обязательные и необязательные)
Выполнили 5 задание, заработали «школики» и последнюю подсказку. (на картинке 3 окна, два из которых зачеркнуты) (у 3 окна)
2.6 Задание №6 (подходим к окну)
— Ну вот мы с вами заработали детские деньги – «школики». Куда бы вы хотели потратить их?
Перед вами магазин «Детский мир», Банк, Фонд помощи бездомным животным, или свой вариант.
3. Заключительная часть.
Королева страны Финансов: Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями. Теперь вы можете узнать великую тайну. Вот вам подсказка. (Клейкая лента)
— Как вы думаете, для чего нам нужен скотч? (склеить пазлы — подсказки)
Переворачиваем пазлы и читаем получившееся на обратной стороне слово «Дружба».
— Как вы думаете, ребята, в чем заключается тайна этого слова? (мы работали дружно)
— А можно ли купить дружбу? Какую же тайну мы сегодня узнали?
— А в следующий раз мы с вами узнаем, что еще нельзя купить за деньги.
— Королева страны Финансов приготовила для вас подарки. (монетки-шоколадки)
Источник: ped-kopilka.ru