Согласно закону, потребитель всегда имеет право на свободу выбора и отсутствие давления со стороны продавца. Этот закон действует для любой организации, вне зависимости от вида предоставляемой услуги.
Как бороться с нечестными предпринимателями и организациями и куда обращаться в случае спорной ситуации, рассмотрим ниже.
Что это такое?
Под навязыванием услуг подразумевают попытку нечестного продавца вынудить потребителя приобрести тот или иной продукт, используя различные уловки. В результате чего, покупатель несет лишние расходы. Подобные действия со стороны продавца являются противозаконными.
Самые частые варианты навязанных услуг:
- навязывание страховки, при оформлении кредитного договора;
- навязывание дополнительных медицинских исследований и сопутствующих препаратов;
- навязывание услуг мобильной связи и интернета;
- включение лишних пунктов в договоры ЖКХ;
- предоставление нотариальных услуг;
- рекламные спам-звонки и смс-рассылки;
- навязывание услуг под видом рекламных акций;
- навязывание посреднической услуги по оформлению крупных покупок.
Какой нормативный акт и статьи регулируют права граждан?
Основным документом, регулирующим отношения между продавцом и покупателем, является ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно ст.16 запрещается:
- Выполнять работы или предоставлять дополнительные услуги без согласия покупателя в письменной или устной форме, а также требовать оплату за них.
- Обуславливать приобретение товара обязательной покупкой дополнительных вещей, услуг, работ.
- Оказывать давление на покупателя.
Больше о порядке и нюансах возврата денежных средств за неоказанные услуги читайте тут.
Согласно КоАП РФ Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей, продавец обязан предоставить полную и достоверную информацию о приобретаемой услуге.
- включение в договор дополнительных пунктов и условий, без ведома покупателя;
- намеренная дезинформация покупателя о характере и объеме предоставляемой услуги, ее стоимости и порядка оплаты.
В данном случае нарушаются права потребителя на получение достоверной информации о приобретаемом товаре. Такой договор считается недействительным и расторгается с полным возмещением денежных средств.
Ответственность
Согласно статье 16 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также КоАП РФ Статья 14.8., навязывание услуг предусматривает наказание:
- административный штраф до двух тысяч рублей для физических или должностных лиц, и до двадцати тысяч для юридических;
- возмещение денежных средств покупателю в полном объеме;
- аннулирование договора.
Отказ от навязанного платного сервиса
При обнаружении нежелательной, навязанной услуги, покупатель вправе отказаться от нее. Для этого необходимо лично обратиться к руководителю организации с просьбой аннулировать услугу и возместить денежные средства, либо составить письменное обращение на имя администратора в двух экземплярах с подробным описанием претензии и способах решения проблемы.
В случае игнорирования претензии, необходимо обратиться за помощью в следующие органы:
- Роспотребнадзор. Подать документ можно как лично, так и онлайн на официальном сайте. Желательно предоставить документы, доказывающие факт нарушения (фото,видео- и аудио- материалы, свидетельские показания, копии чеков и т.д.). После рассмотрения жалобы, сотрудники данной службы обязаны провести проверку по факту нарушения прав потребителя.
- Федеральный антимонопольный комитет рассматривает жалобы в случае финансовых нарушений.
- Прокуратура. В случае обращения, осуществляет внеплановую проверку организации.
- Суд. Сюда следует обращаться в случае серьезных убытков или нарушений со стороны организации.
В составлении претензии необходимо указать следующее:
- фамилию, имя, отчество заявителя;
- наименование органа, куда обращается пострадавший;
- реквизиты и название организации;
- подробное изложение сути претензии со ссылкой на действующие законы;
- требования заявителя;
- сведения о наличии доказательств;
- дата и подпись.
Больше о том, каковы основания для взыскания денежных средств и как вернуть деньги за услугу, можно узнать здесь.
Как быть, если хотят навязать по телефону?
Одним из самых распространенных способов навязывания тех или иных услуг, являются звонки или смс-оповещения.
Согласно статье 18 «Закона о рекламе», реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. Если адресат не давал предварительного согласия для предоставления рекламы в письменной или устной форме, такие действия со стороны организации являются противозаконными.
Чтобы прекратить нежелательные рекламные оповещения и звонки, необходимо обратиться в саму организацию с требованием прекратить подобные действия.
В случае отказа, необходимо выяснить:
- максимально точную информацию об организации, которая звонит;
- записать дату и время звонка;
- взять выписку телефонных звонков.
С данной информацией следует обратиться в Федеральную антимонопольную комиссию или в Роспотребнадзор с целью проверки данной организации.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не получить дополнительную услугу, необходимо внимательно читать договор, задавать уточняющие вопросы, обращать внимание на мелкий шрифт и всевозможные сноски. В случае агрессивного навязывания услуги, можно просто от нее отказаться или обратиться в другую компанию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: pravovoi.center