Полное меню
Основные ссылки
Ефременко Владимир (c) 2003
Правовое регулирование рекламы в сети Интернет.
За последние годы интернет-технологии получили стремительное развитие. Нормы права в свою очередь до сих пор остались неизменными, однако нельзя сказать, что отношения, возникающие в данной среде, остаются неурегулированными.
Определим интернет как сеть электросвязи общего пользования, обеспечивающую передачу данных между компьютерными устройствами, в которую входят все взаимоувязанные сети, осуществляющие передачу компьютерных данных, кроме ведомственных и выделенных сетей связи (Проект закона “О правовом регулировании оказания интернет-услуг”)
Реклама определяется в ФЗ “О рекламе” от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Для начала зададимся вопросом: “Попадает ли под действие закона “О рекламе” так называемая баннерная реклама?
Из определения рекламы следует, что она может распространяться в любой форме. Но что имеется в виду под формой? Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением [1]. Реклама в интернет распространяется в электронной форме, создаваемой посредством использования электронно-технических средств фиксации, обработки и передачи информации с дальнейшей фиксацией на сервере рекламодателя. В случае с баннерной рекламой на сервере рекламораспространителя будет лишь ссылка, сам баннер находится у рекламодателя или рекламораспространителя (в случае нахождения баннера, который не будет перенаправлять пользователя). Рекламораспространитель осуществляет размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами (ФЗ “О Рекламе”).
Реклама в соответствии с законом о ней может распространяться с помощью любых средств. Одним из них и будет являться интернет, как сеть электросвязи общего пользования, и реклама, предназначенная для неопределенного круга лиц, будет направлена на пользователей глобальной сети, которые могут узнать информацию о физическом или юридическом лице, его товарах, идеях и начинаниях.
Мною был направлен запрос в Министерство по антимонопольной политике РФ. Вот какой ответ я получил: “Да, баннерная реклама попадает по действие Закона «О рекламе»… Ответственность предусмотрена ст.14.3 КоАП и дифференцирована в зависимости от вида правонарушения. Критерии дифференциации ответственности субъектов рекламной деятельности определены ст. 30 ФЗ “О рекламе” [2].
На пресс-конференции Министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства И.А. Южанов заявил: “Что касается Интернет, то статьей 2 закона о рекламе совершенно четко определено, что реклама осуществляется в любой форме и любым способом, соответственно, для Интернет никаких исключений законодательство не делает” [3]
В сфере создания и распространения рекламы можно выделить трёх действующих субъектов: рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
В соответствии с ФЗ “О рекламе” рекламопроизводителем считается юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
Безусловно, все упомянутые выше субъекты несут ответственность в соответствии со ст. 30 ФЗ “О рекламе”. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
За нарушения законодательства о рекламе предусмотрена не только административная, как указывают специалисты из МАП РФ, но гражданско-правовая ответственность. Кратко охарактеризуем каждый из видов ответственности.
Физические и юридические лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; о компенсации морального вреда, если опорочены честь, достоинство или деловая репутация; о публичном опровержении ненадлежащей рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот МРОТ.
Итак, реклама распространяемая в Интернете попадает под действие российского законодательства о рекламе. Но все ли его общие требования применимы к ней, или только часть из них?
Представим себе ситуацию. Допустим, на сайте www.xxxx.ru размещена реклама разрешённого гражданского оружия. По закону такая реклама может осуществляться только с 22 часов местного времени. На сайт одновременно заходят два посетителя, один из Москвы, другой из Южно-Сахалинска, однако, когда на Сахалине будет 22-00, то в Москве — примерно 15-00, а в месте расположения сервера с рекламой другое время. Поэтому, на мой взгляд, в отношениях возникающих в сети Интернет по поводу рекламы данную норму применить будет нельзя. В противном случае серверу, где находится реклама, пришлось бы отслеживать все IP-адреса посетителей и сверять их, что невозможно.
На такие противоречия нельзя не обращать внимания и их урегулирование требует внесения изменений на законодательном уровне.
Закон “О рекламе” закрепляет общие принципы рекламы, которые заключающиеся в следующем:
“Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания)”.
Как нарушение этой нормы можно рассматривать рекламу, распространяемую на иностранном языке. На мой взгляд, реклама типа: “Самый лучший хостинг в сети” будет являться нарушением ст. 5 п. 2 ФЗ “О рекламе”.
П. 3 ст. 5 гласит: “Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию”. Данное условие практически всегда нарушается.
Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ (ст. 5 п. 4).
Говоря об этом принципе, рассмотрим интересный пример.
На рекламном баннере изображена картина Рембрандта “Даная” и текст: “Ударим квантом по целлюлиту”. Как можно оценить такую рекламу с точки зрения закона?
Согласно ст. 8 ФЗ “О рекламе” неэтичной является реклама, которая “содержит текстовую, зрительную. информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали . порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние”. Итак, произведение, использованное при создании рассматриваемого баннера известно во всём мире. Более того, данная картина является объектом авторского права. Безусловно, надо учитывать то, что авторские права в данном случае истекли, и картина, как объект авторского права, охране не подлежит. Однако необходимо помнить о том, что личные неимущественные права, в том числе право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 ФЗ “Об авторском праве и смежных правах”), всегда сохраняются за автором. При этом “по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина после его смерти” (ст. 152 ГК).
Какая реклама считается ненадлежащей с точки зрения законодателя? Ст. 2 Закона “О рекламе” дает нам ответ: “ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации”.
Отдельно хочется рассказать о ненадлежащей рекламе, как о проявлении недобросовестной конкуренции в Интернет.
Недобросовестной является реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержащая высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов); вводящая потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации. Недобросовестная реклама не допускается.
В качестве примера приведем поисковые системы. Yandex – ведущая российская поисковая система. Mail.ru — сравнительно недавно созданный проект, использующий поисковую машину Google, и поэтому отлично ориентирующийся в зарубежном сегменте Интернет. Яндекс в свою очередь, рассчитан на поиск в российском сегменте.
Некорректное сравнение данных о поиске налицо, так как Рунет занимает малозначительную часть Интернета.
Изучая данный баннер, обратим внимание и на следующее: использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В рекламной акции компании, при обращении к её ресурсу появлялся интерфейс поисковой машины, где в поле заполнения уже введены надписи: Audi, BMW, Nokia, Matrix, Mercedes, являющиеся зарегистрированными (в том числе и на территории РФ) товарными знаками. Сомнительно, что использование в рекламе словесных товарных знаков было согласовано с их правообладателями.
Обратимся к правилам List Banner Exchange Network, которой владеет компания Mail.ru: “Участники обмена отвечают за достоверность информации, предоставленной во время регистрации и пользования обменной сетью. Они несут персональную ответственность за соответствие их действий законам РФ, Правилам системы LBE, сетевому этикету и прочим общепринятым нормам”; “Участники обмена обязуются не предпринимать каких-либо действий, которые могут…принести ущерб другим участникам обмена, ввести их в заблуждение…”
Представляется, что устанавливая правила для других, компания в первую очередь должна соблюдать их сама.
[1] С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка М. 1993 “Азъ” [2] Запрос проводился по электронной почте, ответ был направлен с MAPRUS@infpres.comНа эту страницу сайта можно сделать ссылку:
Источник: internet-law.ru