Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет – крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:
- Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
- Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
- Конкурентное качество самих услуг.
- Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.
Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Современные аспекты финансово-экономической грамотности в дошкольном образовании», который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.
Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как
Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.
Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, — они окажутся бесполезными.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.
Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.
Задачи, которые нужно решать:
- Дать простые экономические знания.
- Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
- Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
- Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. - Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
- Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
- Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
- Определять разницу между «хочу» и «надо».
Пример беседы с родителями:
- Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
- Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
- Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
- Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
- Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
- Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
- Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
- Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.
«Домашнее задание» маме и папе
- Побеседуйте со своим ребёнком:
- Что такое деньги?
- Зачем деньги нужны?
- Откуда берутся деньги?
- Есть ли у тебя деньги?
- Как ты тратишь свои деньги?
- Сколько тебе нужно денег?
- Что нового Вы узнали?
Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на семинаре в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.
Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!
- Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
- Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
- Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
- Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
- Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
- Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
- Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
- Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
- Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ «Весь», 2013.
- Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ «Весь», 2013.
- Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ «Весь», 2013.
Автор: Мария Юрьевна Чередилина, ведущий эксперт ООО «Академии профессионального развития», руководитель Международной школы практической педагогики, к.пед.н., магистрант программы EMBA Школы бизнеса МИРБИС.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Источник: academy-prof.ru