Жить напрокат. Что и зачем арендуют россияне (и почему это выгодно)

Съемная квартира, каршеринг и велопрокат, жилье с Airbnb в отпуске, катамараны в парках — этими возможностями многие россияне давно пользуются. Профессиональные фотографы знают, где арендовать объективы и камеры, а туристы — где взять на время палатку или сноуборд. Но на самом деле эта сфера гораздо масштабнее: в последние годы в России появилось множество компаний, предалагающих прокат бытовой техники, спортивного инвентаря, игрушек и одежды для праздников. К процессу подключились и обычные люди, которые размещают в интернете объявления о сдаче в аренду собственных вещей — от лодок до кроликов.

Можно ли отказаться от собственничества и все брать в аренду? Этот вопрос вызывает жесточайшие баталии в интернете, если речь заходит о жилье или автомобилях. Тут же появляются шутки об аренде жен и детей. При этом с идеей брать напрокат дорогие вещи, которые нужны лишь изредка, согласны многие.

Когда выгодно не покупать

Аренда — не новое явление. В СССР люди тоже сдавали квартиры и дачи, брали в прокат лыжи и палатки. Но тогда это были разовые «истории», говорит исполнительный директор Arenter.ru Александр Заботин. Массовое развитие проката началось в 2000-е годы. По словам сооснователя сервиса по аренде вещей Next2U Екатерины Крайвановой, толчком стала аренда вечерних платьев. «Экономическое благосостояние сначала выросло, и люди привыкли к роскошным нарядам и соответствующим мероприятиям, а затем из-за череды кризисов ухудшилось, но не настолько, чтобы совсем отказаться от развлечений. Люди стали думать, как сэкономить», — поясняет она.

Заботин добавляет, что на распространение идеи проката повлияло появление Uber и Airbnb. Модели пользовательского поведения стали стремительно меняться. «Люди поняли, что иногда выгоднее арендовать вещь, чем покупать», — говорит он. Откликнулся и рынок: вещь можно выбрать через интернет, заказать ее одним нажатием кнопки, получить быстро и с доставкой на дом.

«Обычно раз в полгода-год я что-то беру напрокат, — говорит Дмитрий Килязов. — Когда работал фотографом, для важных мероприятий арендовал камеры, чтобы подстраховаться, объективы — потестировать: вдруг купишь, а его в руках держать неудобно или картинка не та; придется продавать, а это денежные потери. Брал в прокат гироколесо, когда ездил в другой город. Один раз мы с женой арендовали пароочиститель. Посчитали, что стоит он 8 тыс. рублей, а в прокате на сутки можно взять за 1,5 тыс. Нужен он редко, поэтому окупится года за три-четыре. А за это время уже выйдет новая модель или совсем новое что-то появится. Кроме того, мне близка идея, что прокат — это забота об экологии, то есть стремление максимально использовать вещь, на производство которой были затрачены ресурсы».

Сейчас аренда вещей распространена в основном в крупных городах — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов, Казань. По оценкам Крайвановой, в этих семи городах сосредоточено 80% рынка аренды вещей в России. Большинство арендаторов — женщины в возрасте до 39 лет с доходом средним и выше среднего, а также активные молодые люди. Заботин отмечает, что мужчины обычно арендуют технику, смартфоны, а женщины — одежду. Летом вырастает спрос на велосипеды и вещи для отдыха на природе (мангалы, грили, автобоксы), весной — на роботов-мойщиков окон, зимой — на сноуборды и лыжи.

Источник: tass.ru

Related posts