К принципам построения корпоративной культуры можно отнести

Важным условием эффективного и устойчивого развития корпоративной культуры является научно обоснованная разработка основных принципов, определяющих ее базовые исходные принципы. Принципы корпоративной культуры — это базовые исходные положения, которые обеспечивают формирование и развитие корпоративной культуры.

В условиях обеспечения экономического и социального развития разработка принципов корпоративной культуры обусловлена важностью ее влияния на деятельность предприятия.

Принципы корпоративной культуры должны соответствовать критериям стабильного и эффективного развития предприятия. Предприятия, имеющие целью эффективное развитие, особое внимание обращают на понимание и соблюдение этих принципов в собственной деятельности.

Внедрение и соблюдение принципов корпоративной культуры позволит сделать корпоративную культуру мощным инструментом управления персоналом, обеспечит целостность организации, создаст благоприятные условия для управления предприятием и будет способствовать стабильному развитию корпоративной культуры.

Для того, чтобы четко определиться с корпоративной культурой предприятия, прежде всего, необходимо разработать ее принципы. Принципы корпоративной культуры отражают исходные принципы, положения по эффективному управлению персоналом. Попробуем очертить важнейшие принципы корпоративной культуры, характерные для предприятий Белоруссии.

Каждое предприятие может самостоятельно разрабатывать принципы корпоративной культуры, однако на основании проведенного анализа литературных источников, считаем, что принципы необходимо разделить на общие и специальные (рис. 1.3). Поскольку есть базовые принципы, которые могут быть характерными и общими для различных предприятий, а уже в зависимости от отрасли, сферы деятельности, формы хозяйствования предприятие может дополнять общие принципы специальными (индивидуальными). Общие учитывают важнейшие характерные признаки и свойства корпоративной культуры предприятия. Общие принципы могут быть общими для многих организаций, но несмотря на то, что корпоративная культура на предприятии является индивидуальной и почти неповторимы, целесообразно выделить специальные принципы. Это принципы, которые учитывают особые, индивидуальные признаки и свойства корпоративной культуры предприятия и разрабатываются конкретно для данного предприятия.

Рис. 1.3. Принципы формирования и развития корпоративной культуры [авторская разработка]

При формировании корпоративной культуры, несмотря на разнообразие факторов, влияющих на ее уровень, целесообразно руководствоваться следующими общими принципами:

1. Социально-экономического и интеллектуального развития. Этот принцип предполагает, что корпоративная культура должна ориентироваться на обеспечение соответствующего экономического благосостояния, социального и интеллектуального развития всех работников предприятия.

2. Всеохвачености и системности. Предусматривает формирование и развитие корпоративной культуры с позиции охвата ею всех работников, явлений, элементов и процессов, обеспечивающих деятельность предприятия.

3. Размерности и полезности. Корпоративная культура на предприятии должна обеспечивать его эффективную деятельность. Именно поэтому выделение принципа размерности, позволит обеспечить набор качественных и количественных параметров для оценки уровня корпоративной культуры и характер ее влияния на финансовые, экономические и другие показатели деятельности предприятия. Корпоративная культура должна выполнять функцию полезности как для людей, так и для предприятия.

4. Открытости и постоянного совершенствования. Элементы, ценности, нормы корпоративной культуры передаются из поколения в поколение, однако современный научно-технический прогресс не стоит на месте, а значит, этот принцип предполагает развитие корпоративной культуры с учетом, с одной стороны, базовых ценностей культуры учредителей предприятия, а с другой, соответствие требованиям современной экономики, ценностей и потребностей работников. Следовательно, этот принцип предполагает ориентацию корпоративной культуры на усовершенствование и стабильное развитие. Корпоративная культура должна быть открытой, постоянно совершенствоваться, стремиться к новым достижениям.

5. Координации. Этот принцип заключается в том, что корпоративная культура в первую очередь должна обеспечивать порядок в работе предприятия. Она должна координировать поведение людей на предприятии, а также за его пределами. Поскольку очень часто работники предприятия за его пределами демонстрируют тот или иной тип корпоративной культуры, особенно это проявляется в беседе с партнерами, клиентами, окружающими.

6. Обязательности. Руководство компании имеет право осуществлять контроль за соблюдением норм и правил корпоративной культуры.

7. Вознаграждения. Корпоративная культура должна обеспечить одинаковое и справедливое вознаграждение работникам, которые придерживаются ее норм.

8. Принцип соответствия действующему законодательству. Предприятие самостоятельно определяет нормы и правила корпоративной культуры, систему вознаграждений за их соблюдение, механизм осуществления контроля за их соблюдением, модели развития корпоративной культуры, однако в соответствии с требованиями законодательства, такие действия можно осуществлять только на основании действующих законодательных и нормативно-правовых актов и не противоречить им.

Рассмотрим теперь специальные принципы. Разработка этих принципов зависит от значительного перечня факторов: вида хозяйственной деятельности, организационно-правовой формы хозяйствования, отрасли, экономической ситуации и т.д.

К специальным принципам корпоративной культуры относим:

1. Принцип свободного проявления. Корпоративная культура должна быть ненавязчивой, а возникать под влиянием различных ситуаций, она должна формироваться в зависимости от вида деятельности, которой занимается предприятие [9].

2. Принцип согласованности и соответствия целям. Каждое предприятие разрабатывает свою миссию, стратегию, цели. Корпоративная культура должна соответствовать этим целям и обеспечивать их достижение.

3. Принцип четкости. Этот принцип показывает осознание менеджментом значения корпоративной культуры. Менеджеры должны уметь четко сформировать основные требования к корпоративной культуре, чего они хотят достичь с помощью ее использования.

4. Принцип личностно-ориентированного менеджмента. Корпоративная культура должна быть сосредоточена на личностно-ориентированном менеджменте. Поскольку личность человека является тем фактором, от которого напрямую зависит эффективность ее работы и значимость ее результатов [9].

5. Принцип отношений «руководство — работник». В основе корпоративной культуры должны быть: честность, порядочность, воспитанность, справедливость, уважение, признание власти, с одной стороны, и признание ценности и индивидуальности каждого работника с другой в становлении отношений.

6. Принцип эталона. Корпоративная культура должна быть эталоном эффективной деятельности.

Примеры ведущих компаний свидетельствуют, что прочная и высокоразвитая культура способствует укреплению положения компании, увеличению ее доходов, повышение эффективности деятельности работников. Основные принципы некоторых компаний приведены в таблице 1.2. [6,7,8].

Таблица 1.2. Принципы некоторых ведущих компаний мира, способствующие развитию корпоративной культуры

Источник: studbooks.net

Related posts