Основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников владеет сетью пиццерий с одноименным названием и рекордной выручкой, превышающей в 1,8 млрд. рублей в год. У бизнесмена много интересных франчайзинговых и инвестиционных проектов.
Федора Овчинникова не зря называют самым «открытым» бизнесменом: каждый желающий (чаще заинтересованный клиент) может узнать тонкости производственного процесса и финансового оборота. Основатель «Додо Пицца» и других интересных проектов уже имел годовую выручку больше миллиарда рублей (2015 год) – он готов помочь достигнуть своего уровня.
Как сделать рентабельным книжный магазин?
Амбиции плюс креатив – вот простая формула успеха, на ней и строилась биография Федора Овчинникова («Додо Пицца»). Правило он применял с самых первых стартапов. А таким стал книжный магазин, который Федор решил открыть в родном Сыктывкаре. Начальный капитал всего в 50 000 рублей не располагал к экспериментам. Чтобы взять кредит в 400 000, Федор схитрил: сказал, деньги нужны для ремонта квартиры (на открытие бизнеса банк не предоставлял). Еще 100 000 рублей взяты в долг у друзей и родственников.
Вторым пунктом стала реклама, двигатель торговли. Здесь тоже не хватало средств, но Федор пошел необычным путем: создал блог, где поделился идеей своего проекта, задумками, реализацией. Блог быстро обрел популярность – за судьбой бизнеса следили многие люди. Открытый в 2006 году магазин «Сила Ума» быстро обрел свою популярность – спустя три года годовой оборот рекламной компании составил порядка 2 млн. долларов.
Фото 1. Покупателей в книжный магазин привел онлайн-блог.
Через год после открытия магазина редких книг на Овчинникова вышли серьезные партнеры – так вместе с крупной местной компанией была создана сеть из девяти магазинов «Книга за книгой», которая работала не только в Сыктывкаре, но и других городах республики. Кризис 2008 года разрознил интересы партнеров – Федор продал свою долю за 600 000 рублей и уехал работать в питерскую пиццерию.
Как родилась «Додо Пицца»
Papa John’s и McDonalds распахнули двери перед стажером, еще не зная, что найдут в его лице будущего конкурента. Работа в заведениях фастфуда помогла Федору понять организацию изнутри и сделать свои выводы. Через некоторое время герой возвращается домой и берет новый кредит – так открылась компания «Додо Пицца».
Ниша выбрана неуникальная – многие компании уже предлагали приготовление и доставку пиццы на дом. Требовалось найти что-то свое, и, кажется, у Федора это получилось – в основу бизнеса легли полная открытость, технические инновации и контроль самого Овчинникова за каждым этапом процесса.
Многие не верили в успех будущего предприятия и отговаривали бизнесмена от создания такого регионального предложения. Никто не делал прогнозов, что компания вырастет в федеральную сеть. Но всё получилось: в 2011 году с небольшого полуподвала и арендованного оборудования году фирма буквально за полгода достигла выручки в 1 млн. рублей. Прошло еще шесть месяцев, а показатели увеличились вдвое. В чем секрет?
Рецепт уникального торгового предложения от «Додо Пицца»
Конкуренты у Овчинникова были серьезные — Domino’s, Papa John’s и Pizza Hut. Но бизнесмен обошел их, используя собственные стратегии:
-
Фирменный рецепт. Конечно, это был не основной, но весомый аргумент в пользу выбора продукта клиентом. В поисках участвовал сам Федор.
Фото 2. Фирменные рецепты пиццы в интересной упаковке.
Структура «Додо Пицца»
На сегодняшний день группа «Додо Пицца» представляет собой три компании:
- сеть розничных заведений, в которой производится сама пицца;
- франчайзи-продукт с поддержкой партнерских пиццерий;
- фирма по разработке информационных систем.
Фото 3. Вымершая птица додо «возродилась» в сыктывкарском бренде.
В розничной сети не только создается сам продукт – здесь тестируются различные технологии, проверяются новые рецепты, внедряются бизнес-процессы и проверяются маркетинговые решения. Если говорить о самой кухне, то и здесь Федор действует по принципу тотальной открытости: все интересующиеся могут наблюдать за приготовлением своего заказа по веб-камерам. Хотите личную экскурсию? Её тоже проведут в любой момент.
Заглянем на кухню фирмы?
А уже во время этой экскурсии посетители убеждаются, насколько ответственно относятся к приготовлению пиццы – здесь тщательно следят за гигиеной и свежестью, никто не имеет права зайти без специальных бахил и шапочек. Сотрудники не могут съесть ни одного куска пиццы, не заплатив за нее. Такое отношение идет на пользу, мотивируя персонал выполнять свою работу качественно и как можно лучше.
Фото 4. При необходимости Федор может и тесто замесить, и полы помыть.
В любой пиццерии, работающей под этой торговой маркой, дают обещание: пиццу предоставят за 60 минут или… бесплатно. Это что касается доставки. В залах работает формат «доставка до кассы». Здесь нет официантов: работа настолько оптимизирована, что гости получают свой заказ в коробках. Это позволяет не конкурировать с ресторанами – даже, наоборот, в заведениях всегда весело, атмосферно и уютно.
Федор признается: у его мастеров, может, и не быть особых талантов, они ориентируются на проверенные формулы и ингредиенты. Это помогает создать сильный продукт – всегда свежую, горячую и вовремя поданную пиццу.
Нет секретов: была создана система, помогающая стабильно получать вкусную пиццу на свежем тесте. Весь процесс приготовления занимает 12 минут. Технология каждого рецепта сбалансирована – ей легко следовать.
Проводилась работа и над вкусовым содержанием продукта. И здесь пиццемейкерам помогают рекомендации по строгой дозировке ингредиентов. Это помогло «поймать двух зайцев» даже в работе новичка:
- Держать качество пиццы благодаря тому, что составляющие кладутся «не на глаз».
- Контролировать расход.
Оптимизация процессов коснулась и работы с тестом – вычислена идеальная температура для выпечки. Овчинников пошел еще дальше: написан учебник, который позволяет приготовить требуемый продукт.
Бизнесмен ввел фанатичный контроль за качеством на каждом этапе системы. Все залы спроектированы с открытой кухней – гости видят из чего и как готовится пицца.
Маркетинговая политика
Контролю за качеством способствуют и многочисленные проверки. Среди них – популярное исследование «Тайный покупатель». Такие агенты проверяют пиццерии восемь раз за месяц, а оценка идет по 118 критериям. Отчеты далее поступают в руки судей, которые выставляют оценки.
Рейтинг публикуется на специальном сайте: по его результатам лучшие из пиццерий получат бонусы, а если у кого-то были систематические провалы – такое заведение исключается из сети. Конечно, на эмоциях никто не работает: расстаются только с теми, кто намеренно пренебрегает рекомендациями и портит имя бренда перед клиентами.
Овчинников сформировал уверенность: продукт – это не только еда, но и сервис. Детали продумываются до мельчайших подробностей для того, чтобы пиццерия стала любимым местом отдыхом всех зашедших в неё.
Маркетинговые акции настроены на повторные покупки клиентов. Не менее чем раз в два месяца придумываются и рекламируются новые предложения. А для постоянных клиентов действуют бонусные программы.
Партнерские и франчайзинговые программы
Не останавливается на достигнутом наш герой Федор Овчинников: «Додо Пицца» всегда открыта для партнерских программ и предлагает открыть собственную пиццерию на франчайзинговых условиях. Обещанная окупаемость – в течение года с рентабельностью не менее 15%. Остальные детали обговариваются – это взнос, роялти, минимальный бюджет.
Фото 5. Овсянников – ходячая реклама для франчайзи своего бренда.
Помощь в запуске пиццерии по стандартам «додошников» началась в 2013 году – только за первые два года открылись партнерские представительства в Казахстане, России и Румынии. Позже присоединились Узбекистан, Эстония и Литва. В 2016 году пиццерии заработали в США, Китае и Кыргызстане. Каждому из них (и будущему тоже) обязательно помогали с продвижением – от маркетинговых материалов до самых разных фишек.
Дизайн будущего интерьера создается специалистами от «Додо Пицца». Учитывается всё – от освещения и зонирования до эргономичности в расстановке оборудования.
Фото 6. Типичный дизайн любой пиццерии от «Додо Пицца».
Овчинников не придумывал ничего нового: за основу пошла уже существующая модель, которую улучшили, внедрили свои стандарты качества и создали такую сеть, в которой все франчайзи помогают друг другу. Помогает им в этом собственная информационная система.
Техника управляет реальностью
Ядром работы стала уже упомянутая Dodo IS – она работает в браузере. Краткое пояснение принципа работы такой системы:
- Заказы принимаются через единый колл-центр, мобильное приложение или сайт.
- Тут же они мгновенно перераспределяются на установленные в кухнях планшеты.
- Взявший заказ сотрудник отмечает время начала и окончания работы.
- Технология включает в себя и все остальные показатели эффективности работы – от курьерской службы до складского учета.
- Кассы тоже подключены к «облаку», что позволяет в онлайн-режиме отслеживать финансовую составлявшую работы.
Когда Федор и его команда только начали разрабатывать этот софт, многие отговаривали: мол, зачем, если существуют готовые решения? Овчинников приводит железные контраргументы:
- Специализированные программы всегда лучше универсальных потому, что они заточены под конкретные бизнес-процессы.
- Такое ПО оказывается выгодным в долгосрочных перспективах.
- Увеличится эффективность в работе с розничными операциями.
- Это является отличным инструментом франчайзингового контроля.
Новое слово в инвестициях
Неожиданно для всех Федор отказывается от работы с венчурными фондами – теперь инвестирование будет продвигаться по схеме краудинвестинга. Профессиональные инвесторы Blue Wire Capital и группа «Спутник» были очень удивлены, предрекая: у «додошников» не получится привлечь 3 млн. долларов от частных инвестиций, да и небольшой компании будет сложно управлять огромным количеством желающих акционеров.
Но Овчинников возражает: для начала планируется всего 80 млн. рублей. При этом инвестором может стать каждый желающий – минимальный порог инвестирования составляет всего 300 000 рублей.
Весь секрет в форме организации компании: владельцем всех активов является АО. Оно было создано в западной юрисдикции и поддерживает зону действия английского права. Бизнесмен считает: подобный формат лучше всего подходит для работы небольших акционерных обществ. Законодательство РФ проявляет в их отношении мало лояльности: для ООО нужно большое количество инвесторов и обязательно нотариальное удостоверение всех сделок (и не больше 50 участников), ОАО создается долго и очень сложно.
Решение не сказывается на желании оптимизации налогообложения – все компании, работающие в России, платят налоги в отечественную казну.
Фото 7. Миллиардный доход – отличный показатель.
По сути, вся схема работает так: частный инвестор дает заём под проценты для российской компании, а сами «Додо Пицца» уже предоставляют инвестору опцион на покупку акций. Проще говоря, когда закончится срок займа, инвестор вправе решить: купить акции или забрать деньги с процентами, если его не устраивает рост в отношении стоимости компании (оценка Dodo Pizza на сегодняшний день 28 738 605,1 доллара).
Федеральная сеть из Сыктывкара
Федор честно признается: не стремится в Москву, центр фирмы останется в Сыктывкаре.
«Переезд расфокусирует внимание, — признается он. – Мы станет отдавать все силы не бизнесу, а обустройству. Новые люди могут нанести урон корпоративной культуре – мы не хотим рисковать тем, что есть. Оставшись в Сыктывкаре, мы экономим и деньги, и снизим риски».
Фото 8. Максим Котин написал о нашем герое бестселлер.
Огромный успех компании, минимальные ежемесячные заказы начиная от полуторамиллионной цифры и вхождение в рейтинг 25 наиболее успешных молодых российских предпринимателей. Этот список еще будет становиться только больше – это говорит о том, что к опыту Федора Овчинникова стоит прислушаться.
Источник: moneymakerfactory.ru