Игровые технологии на уроках обществознания и финансовой грамотности

В статье рассказывается ореализации игровой технологии на уроках обществознания и финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках обществознания и финансовой грамотности»

Игровые технологии на уроках обществознания

Панченко Н.А., преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ «ФПЭТ».

В системе профессионального обучения реализация профессиональных стандартов предполагает использование не только традиционных методов, но и инновационных.

В последнее время серьезное внимание уделяется технологиям игрового обучения. Внедрение в педагогическую практику игровых методов связано с поиском новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и студентом.

Игра по своей сути – это самый простой и понятный человеку способ познания окружающей действительности, при этом он является естественным и доступным путем к овладению профессиональными компетенциями, знаниями, навыками.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности студентов, формированию устойчивого интереса к знаниям. Такие технологии способны дать толчок к росту учебной мотивации, творческой деятельности, общения, инициативы.

Игра снимает напряжение как умственное, так и эмоциональное, создает комфортную среду обучения.

Игра дает уникальную возможность заинтересовать учащихся изучаемым материалом, ненавязчиво преподнести знания в доступной и интересной форме.

Опыт работы в техникуме показал, что студенты, поступающие сюда, недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала; к нам они приходят с низким уровнем сформированности общих умений и навыков. Поэтому теоретический материал в виде лекций усваивается ими слабо. Один из эффективных способов решения этой проблемы — введение в учебный процесс игровых элементов.

Цель использования игровых технологий на уроках финансовой грамотности — повышение качества усвоения учебного материала, развитие мыслительной деятельности, аналитических способностей обучающихся и, как результат, – повышения качества успеваемости.

Развивающие и обучающие возможности игры были подмечены давно. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

На своих уроках я использую один из самых распространенных видов педагогических игр — дидактическую игру, организуемую для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Студенты воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Игра — не только средство оптимизации процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения обучающихся.

В ходе игры студенты незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять расчеты, решать самые разнообразные задачи.

Из раскрытия понятия игры можно выделить ряд положений:

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности учащихся.

Игра – свобода самовыражения, саморазвития, возможность показать особенности разума и творческого начала.

В игре сглаживаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт коммуникации внутри группы, микрогруппы.

Игра ставит учащихся в условия поиска, побуждает интерес к победному результату, следовательно, они стремятся быть находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры;

Через игру и в игре готовится сознание учащихся к предстоящим условиям жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему члену общества;

В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно;

Дидактические игры могут быть использованы как на уроках — при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания.

2. Виды дидактических игр

На занятиях я чаще всего использую интеллектуальные, ситуационно-ролевые и деловые игры; они могут проводиться в качестве полного урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля знаний).

Наиболее просты в использовании интеллектуальные игры, являющиеся действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов. К ним относят ребусы, кроссворды, филфорды, чайнворды, викторины, игры-конкурсы. На подготовку таких занятий от педагога требуется много временных и интеллектуальных затрат, но и результат эффективнее, чем на традиционном уроке.

В рамках изучения тем по финансовой грамотности ситуационные, деловые игры я провожу по темам: «Деньги и их роль в рыночной экономике» , «Рыночный спрос и рыночное предложение», «Семейный бюджет», «Финансовое мошенничество» и другие.

Такие игры представляют собой специально организованную ситуацию, имитирующую реальную профессиональную деятельность, носящую условный характер и сочетающую в себе как учебные, так и игровые элементы.

Как я выбираю виды игры? Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие, воспитательные цели я ставлю. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровни общения и совместимости т.п.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Можно включать в процесс игры элементы фильмов, фрагменты теленовостей и другое.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует развитию различных способов мотивации, таких как – совместное общение, эмоциональные переживания во время игры, решение коллективных задач, возможность проявить себя. Интересно, что в ходе игры студенты на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

Еще одним плюсом игры является тот факт, что процесс обучения обезличен, студенты примеряют социальные маски, погружаются в деловую ситуацию.

Успех студента в игре создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача не воспринимается как личное поражение, а стимулирует познавательную деятельность (реванш).

И наконец, состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для обучающихся. Удовольствие, полученное от игры, усиливает желание изучать предмет.

Разбивка на команды, группы; распределение ролей в игре.

Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на группы требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика накопила немало демократических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, деление по алфавиту и др.

Один из ответственных моментов в дидактических играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение студентов на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола студента, физических, интеллектуальных особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Возможны следующие приемы при распределении ролей:

Назначение на роль непосредственно преподавателем.

Выбор на роль по итогам игровых конкурсов

Добровольное принятие роли , по желанию учащегося.

Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, а тем, кто чем-то себя скомпрометировал – вернуть потерянный авторитет, новичкам, и сторонящимся коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, и недостаток урочного времени на проведение игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся.

Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.

Источник: multiurok.ru

Related posts