Автор: Кашуба Светлана Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ «Сийская СШ №116» СП «Сылогская основная школа»
Населённый пункт: Посёлок Сылога, Пинежский район, Архангельская область
Наименование материала: урок финансовой грамотности
Тема: «Семейный бюджет
Дата публикации: 25.11.2017
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности
источниками формирования доходов семьи.
Развивающая — формировать умение коллективного обсуждения, правильно
расставлять приоритеты и принимать разумные решения.
Воспитательная — воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.
Мотивационная — побудить интерес к повышению своего уровня финансовой
грамотности, поиску оптимальных решений в зависимости от текущих условий и
планов на будущее
Осмыслить понятия: доход, расход, дефицит, профицит, бюджет.
Проанализировать условия жизни и потребности конкретной семьи для принятия
решения о распределении имеющихся средств.
Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления, способности
к анализу сложившейся ситуации, принятию ответственного и своевременного
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.
2. Мотивационное начало урока. Постановка темы и цели занятия.
а) Выполнение задания «Объедините слова в группы»
б) Обмен мнениями по предложенной ситуации для принятия оптимального
в) Практическая работа.
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного: что выгоднее для
каждой конкретной семьи?
5. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте поприветствуем, друг друга и
улыбнемся (слайд 1)
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от
его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь
финансовая успешность, (реальная финансовая успешность, а не «раздутая» кредитами)
является мерилом общей успешности человека.
Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать
хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в последнюю
своими деньгами. Ведь вам придется самостоятельно принимать множество финансовых
накоплениями. Как накопить деньги и не попасть в финансовые ловушки, как взять кредит
или инвестировать свои средства — уже скоро вам предстоит решать эти непростые
вопросы. Возможно, вы считаете, что сегодня еще рано думать об этом. Но уже сегодня вы
можете начать с малого: планирования собственных расходов и участия в планировании
бюджета вашей семьи, моделирования различных ситуаций и принятия практических
финансовых решений (как заработать на каникулах и на что использовать эти деньги,
какой мобильный телефон вам реально нужен — дорогой или просто удобный). По мере
того как вы будете упражнять свои навыки, качество решений будет возрастать.
Но управлять своими деньгами можно по-разному: либо «как получится», либо,
используя определенные правила, принципы, методы, инструменты, которые позволяют
это делать эффективно!
копить свои средства, как откладывать деньги на большие покупки и даже как
зарабатывать на своих сбережениях (слайд 2).
Учитель: Кто на сегодня считает себя финансово грамотным человеком? На какой
ступеньке вы находитесь? (Лесенка финансовой грамотности).
Но на самом деле в России пока с финансовой грамотностью дела обстоят не очень
хорошо. Недавно учёные исследовали почти 30 тысяч подростков в разных странах, и
оказалось, что в списке из 18 разных стран Россия по уровню финансовой грамотности
оказалась на 10 месте. Самыми финансово грамотными оказались китайские школьники.
3. Основной этап.
Как говорил Вини — Пух, мед если есть, то его сразу нет. Так же и деньги. Как
только они появляются, тут же куда-то исчезают. И проблема не столько в их количестве,
сколько в желании тут же их потратить. То есть первый враг денег — это мы сами, если
наши желания опережают наши возможности. В погоне за финансовым благополучием мы
стремимся заработать как можно больше денег. А потом обнаруживаем, что чем больше
денег, тем больше желаний. Ощущение нехватки денег не пропадает. Так мы попадаем в
замкнутый круг и ходим по нему, как ослик за привязанной впереди морковкой. Мы
тратим все свои силы и время, чтобы приобрести очередной крутой автомобиль, кольцо с
бриллиантом или что-то самое модное. Но, по сути, лишь делаем очередной шаг за
«морковкой», нисколько не приближаясь к своей цели — финансовому благополучию. А
между тем первый шаг из замкнутого круга очень прост — разумное планирование
расходов и контроль над ними. Это вовсе не означает, что надо отказаться от покупок и
удовольствий. Нужно лишь понять, что действительно необходимо, а без чего можно
называется бюджетом. И он должен работать. Мало его составить — его надо реализовать.
а) Разминка «Знаешь ли ты экономические термины?».
На доске записаны
мошенничество, пирамида, скилинг, сетевой маркетинг, махинации, собственный бизнес,
накопительная часть, стаж работы, снилс, инвестирование, бюджет, семья, доход, расход,
«подушка безопасности», профицит, дефицит. Объединить в группы
решения — работа со словарём.
в) Учитель читает письмо
«Привет! Меня зовут Макс, мне 15 лет. И я учусь в 9 классе. Я хочу весело проводить
время с друзьями, покупать всякие интересные штуки в интернете, а ещё я хочу накопить
на классный велосипед! Родители дают мне карманные деньги, а бабушка с дедушкой
каждый год дарят мне на день рождения небольшой конверт с деньгами. Но этого мне всё
равно недостаточно, чтобы сразу купить всё то, что я хочу. Поэтому я хочу научиться
самостоятельно распоряжаться своими доходами и копить на свои «хотелки», иначе,
боюсь, из затеи с велосипедом к следующему лету так ничего и не выйдет».
Учитель: Почему Макс не может накопить на велосипед? Что ему необходимо
знать? (Формулировка темы и цели занятия «Семейный бюджет») (слайд 3)
Вопрос для обсуждения: Почему, на ваш взгляд, люди часто жалуются на
Поэтому очень важно научиться грамотно планировать и контролировать свои
расходы, начиная с карманных денег. И кто знает, какие у вас потом будут карманы?
в) Работа с определения. Что же такое бюджет семьи, из каких доходов он
формируется, каким он бывает, от чего это зависит?
т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок
Источник: pedrazvitie.ru