19. Организация подразделения контроллинга.

Приняв решение о создании на предприятии службы контроллинга, возникает вопрос руководителя: «создавать ли её в качестве самостоятельного подразделения или на базе имеющегося?» На крупных предприятиях система контроллинга является самостоятельной службой.

При построении структуры управления службы контроллинга возможны следующие варианты:

1. Служба контроллинга может быть создана в составе подразделения продаж. Она дисциплинарно подчинена линейному руководителю соответствующего направления, а функционально – руководителю вышестоящего контроллинга.

Преимущество данного варианта состоит в том, что здесь достаточно чётко определена сфера ответственности контроллинга по направлению.

Недостатки: если руководитель пожелает скрыть, либо исказить информацию, то он достаточно легко и просто может это сделать в связи с подчинённостью контроллёра ему дисциплинарно.

2. Контроллинг направления зависит и подчинён контроллёру более высокого уровня, а функционально он подчинён руководителю другого соответствующего уровня.

Данная структура управления в большей степени подчёркивает самостоятельность службы контроллинга на предприятии, а также:

— снижается давление руководителей на контроллеров в процессе выполнения их должностных обязанностей;

— позволяет более оперативно обмениваться информацией между контроллёрами, ответственными за контроллинг на предприятии;

— улучшает координацию подразделений в процессе разработки планов;

— повышает эффективность реализации мероприятий по устранению отклонений фактических результатов.

3. Штабная структура управления службой контроллинга: контроллёр находится при руководстве соответствующего уровня управления, выполняя свои функции и задачи по его поручению.

Контроллер выступает как внутренний консультант предприятия. У контроллера нет возможности самостоятельно разрабатывать и внедрять новые инструменты контроллинга.

Эффективность контроллинга зависит не только от выбранной альтернативы, но и от взаимопонимания контроллера и линейного руководителя.

Наиболее предпочтителен второй тип службы.

20. Профессиональные качества персонала подразделений контроллинга.

Контроллёр — специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга. Контроллёр выполняет на предприятии сервисные функции в области экономики и управления:

— обеспечивает прозрачность в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;

— координирует цели и планы подразделений;

— организует работу по созданию и ведению учета, ориентированного на менеджмент;

— отвечает за создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия.

На практике в отношении контроллёра существует двойственное мнение: с одной стороны, все понимают необходимость и значимость таких специалистов, с другой – этих же специалистов не очень жалуют. Бывают и конфликтные моменты руководства с контроллёрами, например, относительно выбора мероприятий по корректировке ситуаций на предприятии.

Требования к контроллёру:

— знание основ экономики и организации предприятия;

— финансовый учет (бухгалтерия);

— расчет затрат на предприятии;

— умение читать и анализировать баланс предприятия;

— ориентированность в планирования, расчётах;

— умение анализировать инвестиции;

— владение методами и инструментами планирования;

— владение методикой анализа по отклонениям;

— анализ шансов и рисков предприятия на рынке;

— анализ слабых и сильных сторон предприятия;

— не разглашать коммерческую тайну предприятия.

Кроме этого обязан:

— видеть и ставить проблемы в условиях неопределённости;

— думать о фактах, влияющих на успех предприятия в перспективе

— абстрагироваться от рутинной деятельности;

— оценивать новшества и содействовать их продвижению.

Источник: studfile.net

Related posts