Приняв решение о создании на предприятии службы контроллинга, возникает вопрос руководителя: «создавать ли её в качестве самостоятельного подразделения или на базе имеющегося?» На крупных предприятиях система контроллинга является самостоятельной службой.
При построении структуры управления службы контроллинга возможны следующие варианты:
1. Служба контроллинга может быть создана в составе подразделения продаж. Она дисциплинарно подчинена линейному руководителю соответствующего направления, а функционально – руководителю вышестоящего контроллинга.
Преимущество данного варианта состоит в том, что здесь достаточно чётко определена сфера ответственности контроллинга по направлению.
Недостатки: если руководитель пожелает скрыть, либо исказить информацию, то он достаточно легко и просто может это сделать в связи с подчинённостью контроллёра ему дисциплинарно.
2. Контроллинг направления зависит и подчинён контроллёру более высокого уровня, а функционально он подчинён руководителю другого соответствующего уровня.
Данная структура управления в большей степени подчёркивает самостоятельность службы контроллинга на предприятии, а также:
— снижается давление руководителей на контроллеров в процессе выполнения их должностных обязанностей;
— позволяет более оперативно обмениваться информацией между контроллёрами, ответственными за контроллинг на предприятии;
— улучшает координацию подразделений в процессе разработки планов;
— повышает эффективность реализации мероприятий по устранению отклонений фактических результатов.
3. Штабная структура управления службой контроллинга: контроллёр находится при руководстве соответствующего уровня управления, выполняя свои функции и задачи по его поручению.
Контроллер выступает как внутренний консультант предприятия. У контроллера нет возможности самостоятельно разрабатывать и внедрять новые инструменты контроллинга.
Эффективность контроллинга зависит не только от выбранной альтернативы, но и от взаимопонимания контроллера и линейного руководителя.
Наиболее предпочтителен второй тип службы.
20. Профессиональные качества персонала подразделений контроллинга.
Контроллёр — специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга. Контроллёр выполняет на предприятии сервисные функции в области экономики и управления:
— обеспечивает прозрачность в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;
— координирует цели и планы подразделений;
— организует работу по созданию и ведению учета, ориентированного на менеджмент;
— отвечает за создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия.
На практике в отношении контроллёра существует двойственное мнение: с одной стороны, все понимают необходимость и значимость таких специалистов, с другой – этих же специалистов не очень жалуют. Бывают и конфликтные моменты руководства с контроллёрами, например, относительно выбора мероприятий по корректировке ситуаций на предприятии.
Требования к контроллёру:
— знание основ экономики и организации предприятия;
— финансовый учет (бухгалтерия);
— расчет затрат на предприятии;
— умение читать и анализировать баланс предприятия;
— ориентированность в планирования, расчётах;
— умение анализировать инвестиции;
— владение методами и инструментами планирования;
— владение методикой анализа по отклонениям;
— анализ шансов и рисков предприятия на рынке;
— анализ слабых и сильных сторон предприятия;
— не разглашать коммерческую тайну предприятия.
Кроме этого обязан:
— видеть и ставить проблемы в условиях неопределённости;
— думать о фактах, влияющих на успех предприятия в перспективе
— абстрагироваться от рутинной деятельности;
— оценивать новшества и содействовать их продвижению.
Источник: studfile.net