Вмешательство в трафик: как «МегаФон» навязывает пользователям рекламу и подписки на платные сайты

 

Все больше абонентов «МегаФона» жалуется на всплывающую баннерную рекламу — даже на сайтах, где подобная рассылка по определению появляться не должна. О том, как один из крупнейших операторов сотовой связи подменяет контент при передаче данных в мобильной сети, — в материале Федерального агентства новостей.

Первые жалобы абонентов начали появляться в далеком 2012 году. Тогда пользователи ресурса «Хабрахабр» сообщали о внедрении баннерной рекламы в трафик сотовых данных при открытии популярных сайтов крупных компаний. Сообщения о инжектировании рекламы без согласия абонентов «МегаФона» всплывали также в 2016 году. Один из российских разработчиков сайтов отмечал, что не давал согласия на то, чтобы оператор вставлял рекламу в код разработанных им информационных ресурсов.

Далее, 22 июля 2017 года разработчик и инженер Анатолий Березняк на своей странице Twitter задал оператору связи прямой вопрос: «Почему в мобильной сети «МегаФон» вставляется код с полноэкранной рекламой?» И это при том, что мужчина не подключал дополнительных услуг.

«У вас может отображаться реклама оператора, а также наших партнеров в сети «МегаФон» поверх посещаемых сайтов в мобильном Интернете», — ответили Березняку в «МегаФоне».

Однако больше всего неудобств возникает из-за нескольких тысяч интернет-адресов, при посещении которых пользователи «МегаФон» автоматически, сами того не подозревая, соглашаются на так называемые «мобильные подписки». За них, к слову, каждый день со счета клиента списывается несколько десятков рублей в обмен на предоставление доступа к ресурсу. Примечательно — во время написания статьи корреспондент ФАН узнал, что является «счастливым обладателем» такой подписки.

Для того, чтобы узнать о имеющихся подписках и отказаться от них, необходимо пройти по ссылке moy-m-portal.ru/moi_podpiski с мобильного устройства, используя сотовые данные. Также можно узнать как проверить и отключить подписки на Мегафоне.

Кроме абонентов самого «МегаФона», страдают также и крупные компании, которые тратят довольно крупные суммы на продвижение своих информационных ресурсов в поисковой выдаче. Так, при открытии сайта дилеров Renault корреспондент ФАН лично наткнулся на рекламу антивирусов компании ESET.

Отметим, в ходе приватной беседы один из сотрудников отдела SMM, занимающегося продвижением сайтов Rolf, высказал недовольство в связи с практикой, которую использует «МегаФон» для продвижения своих товаров и услуг, а также услуг своих партнеров. Он подчеркнул, что с его мнением согласно руководство концерна — вот только открыто свою позицию оно высказывать не будет, так как не намерено портить отношения с крупным оператором.

Как стало известно, оператор инжектирует рекламные сообщения только в код тех сайтов, которые работают по протоколу HTTP, и не затрагивает ресурсы, размещенных в зашифрованном HTTPS. В свою очередь, недовольные пользователи мобильного интернета считают, что «МегаФон» нарушает положения Федерального закона «О рекламе», так как ее распространение допускается только при условии предварительного согласия абонента.

По словам представителей службы поддержки оператора, каждый абонент при покупке SIM-карты или смене тарифа «автоматически соглашается на получение рекламы во время использования услуг». А какая это будет реклама, и как часто она будет появляться — целиком и полностью решает оператор связи.

В социальных сетях представители «МегаФона» также советуют обратиться в абонентскую службу, ведь там можно подключить бесплатную услугу, которая запрещает показ рекламных сообщений. Ее название так и звучит: «Отказ от баннерной рекламы партнеров, отказ от USSD-рекламы, отказ от СМС-рекламы». Однако для того, чтобы ее включить, необходимо будет самостоятельно прийти в один из салонов связи.

Эксперт в области информационной безопасности Александр Власов в интервью корреспонденту ФАН заявил, что в данном случае «вопрос не в «нормальности» экономических отношений, а в области этики».

«В любом случае — когда вы ждете две-три секунды, чтобы можно было нажать крестик и закрыть эту рекламу, ваш мобильный Интернет жрет трафик. А если у вас не безлимит, а поминутная тарификация, вы платите тому же «МегаФону» несколько рублей. Так что я уже давно всем повторяю — читайте внимательно пользовательское соглашение, прежде чем перейти на какой-то тариф, звоните в техподдержку, ну или колл-центр «МегаФона», — отметил эксперт.

Важно понимать, кто конкретно оплачивает трафик, расходующийся при демонстрации рекламных баннеров.

«Если у «МегаФона» есть соглашение с партнерами и они этот трафик оплачивают — ну, тогда возникает просто неудобство, и по крайней мере вы знаете, что вы за это не платите.

Но мне кажется, что на самом деле «МегаФон» просто пытается два раза заработать: берет деньги сначала за рекламу со своих рекламодателей, а потом еще с вас же берет за трафик. И в данном случае нужно подключать к делу ФАС, потому что это — навязанная услуга», — считает собеседник ФАН.

В заключение хотелось бы напомнить, что сейчас существует несколько простых способов, позволяющих пользователям оградить себя от навязчивой рекламы. Самый простой и изящный — шифрование трафика до того, как данные попадут на серверы оператора сотовой связи.

Еще один: компрессия передаваемых в браузер данных. Пользователи «Яндекс.Браузера» и «Opera» могут использовать «Режим Турбо», который не только защищает пользователя от нежелательной рекламы, но и ускоряет загрузку страниц. Далее — в браузере Google Chrome есть функция «Экономия трафика», которая также уменьшает объем используемых браузером данных и позволяет быстрее загружать веб-страницы при медленном соединении.

Редакция ФАН обратилась за разъяснениями в пресс-службу компании «МегаФон», однако оперативного комментария получить не удалось — запрос ФАН так и остался без ответа. Мы продолжим следить за развитием ситуации и просим наших читателей сообщать о подобных проблемах.

Related posts