На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии «инклюзивное образование». Поэтому в данной статье кратко описывается данное понятие, история, сопоставление понятий «интеграция» и «инклюзия», условия, целю, построение процесса инклюзивного образования, участники.
Скачать:
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_detskom_sadu.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в детском саду.
Понятие инклюзивного образования раскрывает Закон об образовании № 273 от 29.12.2012г., в котором говорится, что инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2, п. 27).
Также в данном законе даётся понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтверждённые ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2, п.16).
В истории дошкольного образования можно выделить несколько шагов от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.
Первый шаг – это «интегративное» образование, которое предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормальным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп
в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.
Второй шаг – это «инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, в том числе и с проблемами развития, Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
В диссертационном исследовании Н.В. Борисовой приводится таблица, в которой сопоставляются понятия «инклюзия» и «интеграция». Взяв ее за основу, мы предлагаем следующий вариант сопоставления, адаптированный для детского сада:
Внимание направлено на проблемы «особых» детей
Внимание направлено на всех детей детского сада, школы
Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям
Изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей
Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями
Преимущества получают все дети
Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги
Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов
Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ
Качественное обучение и воспитание всех детей
Ассимиляция детей с ОВЗ под условия социальной системы
Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы
Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.
На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:
- Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
- Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
- Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
- Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
- Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.
При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:
- Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
- Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивного образования и согласие с ними.
- Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров.
- Возможность повышения квалификации педагогов.
- Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
Специальные условия делятся на:
- Организационное обеспечение:
- Нормативно-правовая база
- Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями
- Организация медицинского обслуживания и питания
- Финансовое обеспечение
- Информационное обеспечение
- Материально-техническое обеспечение:
- Организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ
- Организация рабочего места ребенка с ОВЗ
- Технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные программы, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей)
- Психолого-педагогическое сопровождение:
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении
- Кадровое обеспечение:
- Укомплектованность образовательного учреждения специалистами по работе с детьми с ОВЗ
- Повышение квалификации педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии
- Взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I—VIII видов.
Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Задачи инклюзивного сада:
– создание уютного, комфортного пространства для всех;
– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;
– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;
– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
Деятельность инклюзивной группы направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями.
Комплектование инклюзивной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников – дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта – умственной отсталостью) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
Содержание работы инклюзивной группы:
- осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.);
- социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;
- реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист);
- реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы;
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление адаптированной образовательной программы;
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы. В данный момент в связи с изменением ФГОСов на федеральном и региональном уровнях идет разработка и внедрение новых методических рекомендаций. Новые требования к качеству развития детей, определенных ФГОСами, полностью соответствуют идеологии инклюзии. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.
В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом как Образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей составляющих группу.
Участники образовательного процесса:
Организация инклюзивной практики требует от ее участников новых профессиональных компетенций, пересмотра функциональных обязанностей, введение новых специалистов. Примерный штат дошкольного учреждения реализующего инклюзивную практику представлен следующим образом (состав может быть иным в зависимости от условий сада):
- Учителя-дефектологи,
- Учителя-логопеды,
- Педагоги-психологи,
- Социальные педагоги,
- Тьюторы.
Для координации деятельности педагогического коллектива по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс целесообразно введение новой штатной единицы – координатора по инклюзии (рекомендации разработаны Леонтьевой Е.Е.).
Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим образованием – коррекционный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог) или педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший подготовку в области инклюзивного образования.
На базе МБДОУ детский сад «Италмас» мы провели социологический опрос педагогического коллектива и родителей детей, посещающих данное образовательное учреждение. После анализа нами было установлено следующее:
- Педагоги МБДОУ детский сад «Италмас» имеют представление об инклюзивном образовании;
- Педагогический коллектив готов работать в рамках инклюзивного образования на 80% при наличии специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Родители воспитанников практически не получают никакой информации об инклюзивном образовании на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- Родители практически на 100% считают, что все дети должны обучаться вместе вне зависимости от недостатков, кроме детей с умственной отсталостью.
Источник: nsportal.ru