Жизненный цикл организации

Автор: Андрей Нестеров ✔ 17.03.2018

Нестеров А.К. Жизненный цикл организации // Энциклопедия Нестеровых

В вопросах поведения организации на различных этапах жизненного цикла особое внимание уделяется принципиальной оценке каждой стадии, на которой находится организация, и предпринимаемым в соответствии с этим мерам.

Теория жизненного цикла организации

Каждая организация проходит несколько этапов в своем развитии, начиная со своего создания и до прекращения жизнедеятельности. Чаще всего, жизненный цикл организации имеет 4 этапа: создание, рост, зрелость и спад. У разных организаций они могут отличаться продолжительностью, однако, преимущественно, самой длительной является стадия зрелости. Следует отметить, что длительные периоды функционирования проходят далеко не все организации, что обусловлено спецификой организаций, их различиями в структурных возможностях к приспособлению в условиях динамически изменяющейся внешней и внутренней среды, в которых развивается организация.

Жизненный цикл организации – период, в течение которого организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок (спад) [1].

Все эти изменения в рамках жизненного цикла организации (ЖЦО) соответствуют общему подходу к формированию жизненного цикла организации. Внутри ЖЦО все стадии имеют определенную закономерную периодичность и подчиняются строгой последовательности в развитии организации, которое меняется в зависимости от поведения организации на каждой из стадий.

Стадии жизненного цикла организации определяются состоянием ее развития организации и временем ее существования.

Учитывая характер каждой стадии жизненного цикла организации, необходимо объективное соответствие причин перехода каждой конкретной организации от одного этапа развития к другому с тем, какой подход к управлению поведением организации выбран ее руководством. Если данные процессы были предопределены руководством, то важную роль играет срок, когда они произошли в действительности, и соответствовал ли он изменениям, которые имели место во внешней и внутренней среде конкретной организации.

Основной проблемой в исследуемой области выступает зависимость поведения организации от понимания руководством организации ее потребностей, определяемых спецификой этапа жизненного цикла, на котором она находится. Поэтому руководитель всегда давать объективную оценку предпринимаемым мерам по обеспечению соответствия стиля управления конкретной стадии жизненного цикла предприятия, что подразумевает необходимость взаимного соответствия конкретных мер и стиля управления поведением организации в зависимости от этапа жизненного цикла.

Стадии жизненного цикла организации

Рассмотрим специфику этапов жизненного цикла в соответствии с его периодизацией в рамках развития организации.

Стадия создания

На стадии создания каждая организация проходит путь своего становления в условиях недостаточно конкретизированных целей и видения будущего организации со стороны руководства. На этом этапе жизненного цикла наиболее широки рамки творческих процессов, связанных с развитием и поведением организации в целом. Наиболее значительные усилия прилагаются не к самой организации, а к созданию продукта и выживание в условиях динамичного рынка. Этим объясняется и небольшой размер организации на данном этапе, что также стимулирует к неформальным контактам между сотрудниками организации различных уровней внутренней иерархии.

На данном этапе лидером организации, определяющем ее поведение в целом, является новатор, продвигающий свои идеи в общество. Учитывая, что в этот период формируется управленческая структура, подразумевающая создание внутриорганизационных отношений, регламентацию обязанностей и формализацию властных полномочий, можно говорить о фактическом появлении организации, как самостоятельного элемента. Также управленческая деятельность выделяется в самостоятельное направление внутри организационной структуры и создается класс менеджмента. Топ-менеджмент обычно представлен учредителем организации и/или его ближайшими подчиненными. Топ-менеджмент напрямую управляет производством и финансами организации, выделения специальных отделов, происходит, как правило, позднее. Учредитель на данном этапе жизненного цикла несет полную ответственность за будущее организации.

У организации, находящейся на стадии создания жизненного цикла, две основные задачи:

  1. получение требуемых ресурсов – финансовых, трудовых, интеллектуальных, материальных и т.д.;
  2. приобретение устойчивых конкурентных преимуществ.

Менеджмент организации должен быть направлен на следующие аспекты:

  • анализ спроса на производимую продукцию, оказываемые услуги или выполняемые работы на целевых рынках организации;
  • изучение данных о конкурентах в соотношении с возможностями и ресурсами организации;
  • выявление необходимости и возможности повышения производственно-коммерческого потенциала организации, в случае, если имеется неудовлетворенный спрос или возможности увеличения продаж;
  • оценка текущих рыночных возможностей организации и реализация корректирующих мер в стратегию краткосрочного и долгосрочного развития, если таковые требуются;
  • изыскание возможностей для привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников или внутренних резервов.

Таким образом, можно сделать вывод, что перед менеджментом организации на первой стадии жизненного цикла организации стоят весьма нетривиальные и масштабные задачи, призванные обеспечить будущее организации. Аналитическая деятельность занимает ведущее положение в работе менеджмента.

В соответствии с возможными направлениями и этапами развития организации можно представить комплекс целевых установок менеджмента на стадии создания организации.

Анализ ситуации и целевые установки на стадии создания организации

Стадия роста

На стадии роста организации в управленческой деятельности усиливается роль стратегического управления, формируется миссия и ценности организации. На данном этапе жизненного цикла организации интенсивность инновационных процессов значительно повышается. Коммуникации, контрольные функции, административное воздействие остается пока еще неформальным.

Рост организации связан и повышением темпов разделения и специализации труда, в том числе выделяется управленческий труд, как особый уровень труда в организации. В результате появляются новые структурные подразделения, появляется вертикальная и горизонтальная специализация, обусловлено разделением труда в организации.

Одновременно с этими процессами происходит усложнение организационной структуры, иерархия в организации распадается на несколько уровней, в соответствии со сформировавшимися управленческими полномочиями. Также данные тенденции сопровождаются повышением удельного веса административного воздействия и регламентированных управленческих решений. Формализуются новые инструкции, процедуры и положения о деятельности подразделений, издаются указы, формирующие структуру организации в соответствии с текущими установками менеджмента.

Задачи организации и управления на стадии роста жизненного цикла

  1. Достижение состояния, в котором экономический рост обусловлен внутренними факторами, а не внешними источниками финансирования;
  2. Добиться высокого качества продукции, услуг или работ, являющихся основной деятельностью организации.

  1. Решить социальные проблемы, противоречия, конфликты внутри организации, связанные с коллективом сотрудников, развить заинтересованность персонала в будущем организации, закрепить ее и упрочить за счет модернизации системы управления персоналом в будущем;
  2. Достичь баланса между краткосрочной прибылью и долгосрочным стабильным развитием, а также сформировать условия для повышения качества выпускаемой продукции и услуг с одновременным стремлением к расширению и поиску новых областей вложения капитала;
  3. Оптимизировать централизацию и децентрализацию в целях эффективного управления организацией, чтобы обеспечить возможности для изменений в структуре организации в соответствии с целями ее текущего и перспективного развития.

Руководство организации на данном этапе жизненного цикла формирует собственный тип управления, опираясь на традиционные подходы к управлению, либо изобретая собственные методики, что случается гораздо реже. Основной задачей менеджмента является обеспечение баланса между стабильным развитием в долгосрочной перспективе и инновационными действиями, чтобы создать условия для эффективности организации в текущем периоде, одновременно создав основу для будущего развития.

Стадия зрелости

Стадия зрелости организации характеризуется усложнением структуры организации и усилением формализации внутренних операций. Степень разделения труда достигает своего максимума, специализация работников настолько велика, что роль руководства на всех уровнях многократно повышается с ростом степени возлагаемой ответственности и властных полномочий. Разработка и принятие решений на данной стадии жизненного цикла становятся более консервативными, а структура организации подвергнута жесткой департаментализации, что позволяет безболезненно заменять сотрудников на более эффективных специалистов. Максимальный упор управленческого воздействия сходится в точке внедрения инновационных мероприятий в любой сфере деятельности организации. Менеджмент считает своей целевой задачей обеспечить стабильность развития организации в долгосрочном периоде. Бюрократизация управления может быть предупреждена за счет денцентрализации управления, делегирования полномочий и корректирования системы мотивации персонала.

Задачи организации и управления на стадии зрелости жизненного цикла

  1. Достижение общей стратегической эффективности;
  2. Сохранение и закрепление устойчивого положения на целевом рынке.

  1. Инициировать деятельность по разработке и внедрению новой продукции, чтобы избежать снижения эффективности работы в результате морального старения выпускаемых товаров;
  2. Регулярно корректировать структуру организации, чтобы обеспечить наибольшую гибкость и эффективность организации;
  3. Анализировать конкурентную среду;
  4. Инициировать техническое обновление организации, повысить квалификацию ключевых специалистов;
  5. Создать условия для повышения интеллектуального, финансового, ресурсного потенциала организации.

Стадия спада

На стадии спада организация сталкивается со снижением спроса на свою продукцию и услуги, поэтому менеджмент ориентирован на поиск возможностей сохранения позиции на рынке. На этой стадии жизненного цикла организации наблюдается рост потребности в специалистах наиболее ценных для организации направлений. Повышается конфликтность внутри организации. Наряду с централизацией процедур по разработке и реализации управленческих решений организация достигает своей максимальной степени бюрократизации. На данном этапе жизненного цикла часто меняется высшее руководство организации, новые менеджеры стараются замедлить тенденции спада.

Задачи организации и управления на стадии спада жизненного цикла

  1. Реализовать новое направление в деятельности;
  2. Резко изменить стратегию развития;
  3. Произвести структурные организационные изменения.

  1. Сосредоточить организацию на том виде деятельности, которое сулит наибольшую отдачу в ближайшей перспективе;
  2. Изучить варианты интеграции и кооперации с другими организациями, сужения ассортимента, если это позволит эффективно использовать имеющийся потенциал организации при минимальных потерях, связанных с сокращением деятельности.

На стадии спада жизненного цикла достижение целевых результатов организации осложняется снижением спроса, ростом конкуренции, трудностями в управлении активами, создании инновационной продукции, сокращением прибыли.

В конце своего жизненного цикла организация должна приступить к реализации фундаментальных изменений, чтобы перейти к началу нового цикла в своем развитии, иначе ее ожидает перспектива полного ухода с рынка и прекращение деятельности.

Поведение организации на стадиях жизненного цикла

Поведение организации характеризуется каждой стадией жизненного цикла в зависимости от ее формального и сущностного представления в соответствии с детализацией основных этапов.

Создание, рост, зрелость и спад могут быть детализированы.

Хотя единой точки зрения на классификацию детализированных этапов жизненного цикла организации не сформировано в научной и специальной литературе, наиболее целесообразным представляется данный подход, раскрывающий поведение организации в рамках 7 стадий ее развития. Поведение организации зависит от каждой стадии в следующих аспектах:

  • основная цель,
  • тип руководителя,
  • характерная черта организации,
  • самосознание,
  • аспекты особого значения,
  • основные задачи,
  • планирование,
  • способ руководства,
  • общая модель поведения организации.

Анализ стадий жизненного цикла организации на основе соответствующих параметров ее деятельности позволяет объективно оценить положение организации на конкретном этапе цикла. Детализированный жизненный цикл с характеристиками организации на каждой стадии представлен в таблице.

Детализированный жизненный цикл организации с характеристиками отдельных стадий

Следствием такого подхода является возможность довольно конкретного планирования будущих мер, связанных с переходом организации на следующий этап жизненного цикла.

М. Портер предложил свою модель поведения организации в зависимости от стадий ее развития. В его модели фундаментальными детерминантами поведения организации являются два фактора:

  1. Организационные цели;
  2. Стратегический фокус.

Модель поведения организации на стадиях ее развития представлена в таблице.

Источник: odiplom.ru

Related posts