Вопрос 4. Доход и прибыль предприятия

Минимизация издержек очень важна, но недостаточна для принятия окончательного решения об объеме производства предприятия, поскольку не дает ответа на вопрос, получит ли оно максимальную прибыль. Источником прибыли является доход предприятия или выручка от реализации продукта. Различают:

¨ совокупный, или общий доход (TR), полученный от продажи всей продукции по рыночной цене:

,

где р – цена за единицу;

Q – количество реализованной продукции;

¨ средний доход (AR) – доход от реализации единицы продукта

;

¨ предельный доход (MR) – приращение дохода предприятия в результате увеличения продажи на одну единицу

.

Прибыль (П) – это разница между совокупным доходом и общими издержками предприятия .

Графически кривая TR имеет вид возрастающей прямой, т.к. отражает прямую зависимость дохода от объема выпуска продукции. Прямая ТС имеет U – образный вид в силу действия закона убывающей отдачи.

Точки m и n на графике – это точки безубыточности предприятия. В этих точках совокупный доход предприятия равен его совокупным затратам. Между этими точками находится зона прибыльности предприятия, в которой чем больше разница между совокупным доходом и совокупными затратами, тем больше прибыль.

Оптимальный объем выпуска продукта достигается тогда, когда DTR=DTC или MR=МС. Следование этому равенству есть правило поведения предприятия, максимизирующего прибыль.

Итак, в экономической деятельности предприятие руководствуется 2 правилами экономического поведения:

1) осуществлять деятельность выгодно, если AVC=MС, а TR > TC;

2) оптимальный V выпуска, обеспечение максимальной П достигаются, когда MR=MC или DTR=DTC.

Итак, правилами максимизации прибыли являются: MP=AP, TR>TC, MC=MR, AVC=MC.

Тема 9. Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции

1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

2. Предложение. Закон предложения.

3.Рыночное равновесие и его виды.

Вопрос 1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

СПРОС – это количество продукта, которое потребитель желает и может купить по одной из возможных цен в определенное время.

На спрос влияет множество факторов, самый главный из которых – ЦЕНА. Между ценой и ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА существует обратная связь, которая называется законом спроса.

Впервые её сформулировал и проанализировал французский математик Антуан Августин Курло в работе «Исследование математических принципов теории богатства».

D=f (р) – спрос есть функция цены, чем меньше цена, тем больше величина спроса.

В основе этой зависимости лежит:

1. Эффект дохода. Суть его в том, что снижение цены повышает покупательную способность денежного дохода потребителя и он в состоянии приобрести больше данного товара, т.е. снижение цены равносильно увеличению дохода.

2. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести подешевевший товар в большем количестве вместо аналогичных других товаров, которые стали теперь относительно дороже.

3. Нисходящий характер кривой спроса определяется законом убывающей предельной полезности.

Спрос зависит не только от цены, но и от ряда других факторов (неценовые факторы):

1) от вкусов и предпочтений потребителей;

2) от числа потребителей на рынке;

3) от денежных доходов потребителей;

4) от цен на сопряженные товары;

5) от потребительских ожиданий относительно будущих цен и будущих доходов.

Эти факторы влияют как на спрос при неизменной цене. Графически это изображается через сдвиг кривой спроса.

Когда говорится о неценовых факторах, то речь идет об изменении в спросе.

При увеличении спроса кривая спроса сдвигается вправо и вверх, при уменьшении спроса – влево и вниз.

Вопрос 2. Предложение. Закон предложения

Предложение – количество товаров и услуг, которое производитель (продавец) может произвести и продать по одной из возможных в данном периоде цен.

Закон предложения: чем больше цена, тем больше величина предложения. Прямая зависимость объясняется стремлением производителя к увеличению дохода.

Цена формирует объем предложения конкретного товара на рынке и влияет на изменение величины предложения

Неценовые факторы, вызывающие на изменение предложения:

¨ налоги и дотации,

Неценовые факторы оказывают влияние на изменение в предложении и сдвигают кривую предложения, при увеличении вправо и вниз, при уменьшении влево и вверх.

Вопрос 3. Рыночное равновесие и его виды

Итак, спрос и предложение встречаются на рынке.

Точка пересечения кривых является точкой равновесия, а цена, соответствующая этой точке, (РЕ) – рыночная цена. Под ценой равновесия понимается такая цена, по которой продавцы готовы продать всю произведенную продукцию, а покупатели готовы купить всю предлагаемую продукцию. Если цена на рынке в силу каких-либо причин (давление государственной власти, сговор продавцов) окажется меньше равновесной цены, например, достигнет уровня Р1, то это приведет к тому, что предложение превысит спрос и возникнет избыток продукции. Если цена меньше равновесной, то, наоборот, спрос превысит предложение и возникнет нехватка или дефицит продукции на рынке.

Виды рыночного равновесия:

¨ мгновенное – спрос и предложение совпадают в данный момент времени;

¨ краткосрочное – когда спрос изменяется под влиянием неценовых факторов и приводит к изменению равновесной цены при неизменном предложении;

¨ долгосрочное – когда изменение спроса сопровождается изменением предложения и приводит к изменению равновесного объёма продаж.

Все виды рыночного равновесия – это реакция предложения на изменения в спросе.

Тема 10. Структура рынка и цена

1. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

2. Поведение фирмы в условиях чистой монополии

3. Поведение фирмы в условиях олигополии

Вопрос 1. Поведение фирмы в условиях совершенной (чистой) конкуренции

В этом случае цена спроса предстает для фирмы в качестве заданной величины. Причем фирма сможет (или считает, что сможет) продать по этой цене любое количество единиц товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы представлена на рис.10.1.

Рис.10.1 Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции.

Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущие. В этом случае: цена равна средней выручке и предельной выручке рис.10.2.

Рис.10.2Выручка и затраты при совершенной конкуренции.

Совместим теперь на одном графике кривые выручки и затрат (рис. 10.3) (и те и другие выражены в одинаковых денежных единицах).

Рис.10.3 Максимизация прибыли.

Фирма максимизирует прибыль в точке пересечения Е кривых предельной выручки (MR) и предельных затрат (МС). Естественно, речь идет о пересечении кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных затрат. Рассмотрим рис. 10.4. Кривая МR пересекает кривую МС два раза (в точках K и Е), но в точке K предельные затраты снижаются (значит, прибыль возрастает), следовательно, фирма увеличивает свой выпуск до точки Е. Это условие максимизации прибыли называется условием второго порядка. Понятно, что максимальная прибыль должна быть неотрицательной величиной. В противном случае (когда цена меньше средних переменных затрат) фирма вообще не будет выпускать данный товар (рис. 10.5, а).

Рис.10.4 Фирма максимизирует прибыль в точке Е.
Рис.10.5 Максимизация убытков. а — товар не производится (цена ниже средних переменных затрат); б — товар производится (цена выше средних переменных затрат, хотя и ниже средних общих затрат).

Однако, если цена выше средних переменных затрат (AVC), хотя и ниже средних общих затрат (АTС), фирма все же будет выпускать товар (рис.10.5, б). Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоянных затрат (в рассматриваемом непродолжительном периоде) и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные затраты и частично обеспечивает тем самым средства, необходимые для покрытия постоянных затрат.

В более продолжительном периоде такое положение, конечно, невозможно и некоторые фирмы вынуждены будут покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Как долго будет продолжаться этот процесс? Очевидно, до тех пор пока цена не будет по крайней мере покрывать средние затраты, оставшихся в отрасли фирм, т.е. Р = AС. Что произойдет, если процесс выхода фирм из отрасли будет продолжаться дальше? Очевидно, дальнейший рост цены приведет к превышению для оставшихся в отрасли фирм цены над средними затратами и, следовательно, к получению этими фирмами некоторой экономической прибыли. Но эта прибыль послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм, что приведет к увеличению предложения и снижению цены товара, после чего прибыль фирм в отрасли будет снижаться. Процесс входа новых фирм прекратится тогда, когда цена будет только покрывать средние затраты, т.е. Р = АС. Вообще говоря, в условиях совершенной конкуренции вход и выход фирм в отрасли определит в длительном периоде равенство цены величине средних затрат (гипотеза о нулевой чистой экономической прибыли), т.е.

P = MR = МС = АС.

Вопрос 2. Поведение фирмы в условиях чистой монополии

В этом случае цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 6).

Рис. 10.6. Кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии.

В этом случае, как нам уже известно, предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают, причем MR

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8995 — | 7276 — или читать все.

Источник: studopedia.ru

Related posts