качеством оказываемых услуг или выпускаемой продукции, методами оценки результатов труда, трудовой дисциплиной и др.;
— культура условий труда, представляющая совокупности условий и факторов, определяющих поведение человека в процессе трудовой деятельности. Она включает показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда;
— культура межличностных отношений, характеризуемая социально-психологическим климатом в коллективе, наличием ценностей и убеждений у всего персонала организации, чувства коллективизма и взаимопомощи. Включает в себя культуру внешних коммуникаций, являющуюся важным фактором имиджа и эффективности организации;
— культура управления, зависимая от методов управления, стиля руководства, профессионализма руководителей (менеджеров), отношения к персоналу и к организации в целом, гуманизма и индивидуального подхода к управлению;
— культура работника, определяемая его нравственной культурой и культурой труда. Она предполагает нравственность, ценностные ориентиры, убеждения, знание этикета, уровень образования и квалификации работника, поведение в организации, отношения к труду, дисциплинированность и т.д.
Учеными Ф. Харрисом и Р. Мораном были обоснованы следующие характеристики корпоративной культуры:
1. осознание себя и своего места в организации;
2. коммуникационная система и язык общения;
3. внешний вид, одежда и представление индивида на работе;
4. привычки и традиции в области питания;
5. осознание времени, отношение к нему, его использование, соблюдение временного распорядка;
6. характер взаимоотношений между людьми;
7. ценности и нормы;
8. вера в определенные идеалы и отношение или расположение к чему-либо;
9. уровень развития работника и его научного потенциала;
10. трудовая этика и мотивирование.
Работники российской таможенной службы при формировании своей корпоративной культуры управления должны учитывать эти характеристики и строить свои отношения внутри организации и с внешней средой на уровне превышающем мировые стандарты.
17.2. Управление корпоративной культурой
Управление организационной культурой может осуществляться двумя способами.
Первый способ основан на наличии яркого руководителя-лидера, воодушевляющего людей и претворяющего в жизнь базовые ценности организации. Руководствуясь искренними личными убеждениями и открыто их декларируя, лидер вызывает энтузиазм у персонала организации посредством публичных заявлений, выступлений и личного примера.
Второй способ предполагает постоянное внимание к деталям реальной жизни в организации, начиная с нижних уровней. Он основан на понимании значения культуры организации, поэтому действия менеджеров должны постоянно соответствовать заявленным ценностям. В качестве методов используются: создание образцов поведения, манипулирование символами организации и т.д. Управление культурой организации означает управление ее развитием, включая все материальные и духовные ценности, которыми она располагает и использует (цели, методы и способы).
Исследованиями последних лет в области менеджмента установлены этапы научного управления культурой организации:
— предварительный анализ состояния и тенденций развития культуры;
— определение и точная формулировка проблем корпоративной культуры;
— исследование проблем, причин их возникновения и факторов влияния;
— выдвижение гипотез, определяющих возможные пути и способы решения проблем;
— проверка гипотез, проведение экспериментов;
— анализ и интерпретация результатов проведенных экспериментов;
— разработка механизмов реализации мероприятий, способствующих решению проблем, обоснование и внесение изменений в нормативные документы организации;
— реализация решений, проведение реорганизационных мероприятий, закрепление их приказами и распоряжениями, назначение ответственных лиц, рабочих групп и т.д.;
— выход «на рабочий режим», превращение мероприятий в традиционный элемент культуры;
— организация мониторинга и диагностики корпоративной культуры.
Соблюдение перечисленного комплекса действий, включая также правила ношения форменной одежды и соблюдения этикета таможенной службы создают предпосылки эффективного управления таможенной организацией.
Источник: studfile.net