Глава XVII. Корпоративная культура управления

качеством оказываемых услуг или выпускаемой продукции, мето­дами оценки результатов труда, трудовой дисциплиной и др.;

— культура условий труда, представляющая совокупности условий и факторов, определяющих поведение человека в процессе трудовой деятельности. Она включает показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, соци­ально-психологических и эстетических условий труда;

— культура межличностных отношений, характеризуемая со­циально-психологическим климатом в коллективе, наличи­ем ценностей и убеждений у всего персонала организации, чувства коллективизма и взаимопомощи. Включает в себя культуру внешних коммуникаций, являющуюся важным фактором имиджа и эффективности организации;

— культура управления, зависимая от методов управления, стиля руководства, профессионализма руководителей (ме­неджеров), отношения к персоналу и к организации в целом, гуманизма и индивидуального подхода к управлению;

— культура работника, определяемая его нравственной куль­турой и культурой труда. Она предполагает нравственность, ценностные ориентиры, убеждения, знание этикета, уровень образования и квалификации работника, поведение в орга­низации, отношения к труду, дисциплинированность и т.д.

Учеными Ф. Харрисом и Р. Мораном были обоснованы следую­щие характеристики корпоративной культуры:

1. осознание себя и своего места в организации;

2. коммуникационная система и язык общения;

3. внешний вид, одежда и представление индивида на работе;

4. привычки и традиции в области питания;

5. осознание времени, отношение к нему, его использование, соблюдение временного распорядка;

6. характер взаимоотношений между людьми;

7. ценности и нормы;

8. вера в определенные идеалы и отношение или расположение к чему-либо;

9. уровень развития работника и его научного потенциала;

10. трудовая этика и мотивирование.

Работники российской таможенной службы при формировании своей корпоративной культуры управления должны учитывать эти характеристики и строить свои отношения внутри организации и с внешней средой на уровне превышающем мировые стандарты.

17.2. Управление корпоративной культурой

Управление организационной культурой может осуществлять­ся двумя способами.

Первый способ основан на наличии яркого руководителя-лиде­ра, воодушевляющего людей и претворяющего в жизнь базовые ценности организации. Руководствуясь искренними личными убеждениями и открыто их декларируя, лидер вызывает энтузи­азм у персонала организации посредством публичных заявлений, выступлений и личного примера.

Второй способ предполагает постоянное внимание к деталям реальной жизни в организации, начиная с нижних уровней. Он основан на понимании значения культуры организации, поэтому действия менеджеров должны постоянно соответствовать заяв­ленным ценностям. В качестве методов используются: создание образцов поведения, манипулирование символами организации и т.д. Управление культурой организации означает управление ее развитием, включая все материальные и духовные ценности, ко­торыми она располагает и использует (цели, методы и способы).

Исследованиями последних лет в области менеджмента установ­лены этапы научного управления культурой организации:

— предварительный анализ состояния и тенденций развития культуры;

— определение и точная формулировка проблем корпоратив­ной культуры;

— исследование проблем, причин их возникновения и факто­ров влияния;

— выдвижение гипотез, определяющих возможные пути и способы решения проблем;

— проверка гипотез, проведение экспериментов;

— анализ и интерпретация результатов проведенных экспери­ментов;

— разработка механизмов реализации мероприятий, способс­твующих решению проблем, обоснование и внесение изме­нений в нормативные документы организации;

— реализация решений, проведение реорганизационных ме­роприятий, закрепление их приказами и распоряжениями, назначение ответственных лиц, рабочих групп и т.д.;

— выход «на рабочий режим», превращение мероприятий в традиционный элемент культуры;

— организация мониторинга и диагностики корпоративной культуры.

Соблюдение перечисленного комплекса действий, включая также правила ношения форменной одежды и соблюдения эти­кета таможенной службы создают предпосылки эффективного управления таможенной организацией.

Источник: studfile.net

Related posts