Существуют внешние и внутренние факторы, влияющие на систему управления персоналом:
- Внешний фактор- это условия, которые организация как субъект управления не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности.
- Внутренний фактор- это условия, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации.
Внешние факторы среды организации:
1.Общая социальная ситуация и состояние отрасли(взаимодействие с профсоюзами и администрацией)
2.Особенности социальных потребностей(характер складывающихся общественных и производственных отношений)
3.Кадровая политика организации и конкурентов(собственная стратегия, изучение форм и методов работы с кадрами у конкурентов)
Внутренние факторы среды организации:
1.Кадровый потенциал(оценка возможностей специалистов)
2.Источники покрытия кадровой потребности(выбор и поиск)
3.Цели организации(маркетинг персонала)
Кадровая стратегия на предприятии и её основные составляющие
Под управленческой стратегией понимается общая концепция того, как достигаются долгосрочные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.
На практике стратегия представляет собой систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию миссии, целей и задач предприятия или связанных с ее развитием или преобразованием.
Кадровая стратегия, в свою очередь, определяет методы, при помощи которых организация может получить необходимый персонал.
Основными чертами кадровой стратегии являются:
1.ее долгосрочный характер (формирование психологических установок, системы мотивации, структуры персонала, системы управления персоналом требует длительного периода времени);
2.связь со стратегией организации в целом (изменение стратегии организации требует корректировки кадровой стратегии: изменение структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления)
Направления кадровой стратегии на предприятии:
1.Организация отношений и связей с рынком труда и внутрифирменными трудовыми ресурсами
2.Выбор и реализация стиля управления кадрами
3.Организация рабочего места и условий труда
4.Выбор оптимальной системы оплаты труда
5.Разработка политики подготовки и повышения квалификации персонала
6.Разработка коммуникационной политики
Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит свое отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления.
Сущность адаптации и профориентации персонала(виды)
Адаптация и профориентация- это составляющие элементы системы управления персоналом.
Профориентация- это комплекс взаимосвязанных социально-экономических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания.
1.Обучение
2.Консультация
3.Отбор при найме работников
Качественный уровень профессиональной работы- это одно из условий успешности трудовой адаптации работника.
Адаптация- это взаимное приспособление работника к организации.
1.Производственная(профессиональная, соц.-психофизиологическая, санитарно-гигиеническая)
2.Внепроизводственная
Сущность адаптаций зависит от ряда условий:
1.Объективности деловой оценки
2.Престижа и привлекательности профессии
3.Особенностей соц.-психологического климата в коллективе
В работе по проведению адаптации новых работников может использоваться специально разработанная программа, которая делится на общую и специализированную адаптацию.
Общая адаптация касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы: оплата труда, льготы, право безопасности и охраны труда, отдых и т.д.
Раздел специализированной программы адаптации включает: обязанности и ответственность, взаимоотношения, правила поведения.
Организация обучения персонала
Процесс обучения протекает всю сознательную жизнь.
1.Первичный(школа, гимназия и т.д.)
2.Вторичный(получение профессии, ВУЗ, курсы и т.д.)
Обучение персонала- это целенаправленно организованный процесс овладения навыками, знаниями, умениями и т.д.
В организациях обучение связано:
1.С подготовкой кадров
2.С повышением квалификации
3.С переподготовкой(обучение может быть на рабочем месте и вне рабочего места)
- На рабочем месте(производственный инструктаж, ротация, использование работников в качестве стажёров)
- Вне рабочего места(чтение лекций, конференции, семинары)
Кроме этого существует активный и пассивный методы обучения.
Тренинг- это набор средств с помощью которых знания преобразуются в практические действия.
Организационные документы в управлении персоналом
Важнейшим организационным документом является коллективный договор(это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений от 1 до 3 лет)
Коллективный договор включает взаимные обязательства работодателя и работника, т.е.:
- Форма, система и размер з.п.
- Улучшение условий и охраны труда
- Добровольное и обязательное медицинское социальное страхование
- Льготы, время отдыха и работы
К документам организационно-методического характера относятся:
1.Положение по формированию кадрового резерва и по организации адаптации работников
2.Рекомендации по отбору и подбору персонала
3.Положения по оплате и стимулированию труда
4.Инструкция по соблюдению правил безопасности
Документы, регламентирующие деятельность какого-либо структурного подразделения это «Положение о подразделениях».
Типовая структура положения включает:
- Общие положения(кому подчиняется)
- Взаимодействие с другими звеньями в организации
- Права подразделения и ответственность
Совокупность должностей находит отражение в штатном расписании организации(данный документ утверждается руководителем и содержит сведения о численности работников по каждой должности, оклада и надбавки).
Должностная инструкция(права и обязанности работников)
Деятельность первого лица предприятия регламентируется Уставом предприятия.
Маркетинг персонала
Маркетинг персонала- это вид управленческой деятельности направленной на долгосрочное обеспечение организацией человеческими ресурсами(эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач)
1.Оптимальное использование кадровых ресурсов путём максимально благоприятных условий труда
2.Выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах
Требования к персоналу:
1.Образование, практические навыки и опыт работы в определённых должностях
2.Личные качества(способность к восприятию профессиональных нагрузок)
3.Способность к обучению, стремление к самовыражению и самореализации(заинтересованность)
Также существуют направления анализа внутреннего рынка труда на предприятии. Он состоит:
- Из структуры персонала(квалификация, возраст, стаж. Постоянно ведётся учёт и проходит деловая оценка персонала)
- Из структуры развития персонала(замещение вакансий, потребность, обучение)
- Из организационно структуры(описание рабочих мест)
- Из культуры управления(стиль руководства, социально-психологический климат)
Источник: megalektsii.ru