Цель: рассмотреть выгоды обмена, объяснить причины появления денег.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по курсу «Финансовая грамотность»»
Внеурочное занятие по курсу «Финансовая грамотность»
Тема: Первые деньги.
Цель: рассмотреть выгоды обмена, объяснить причины появления денег.
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.)
– Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.
– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?
– И так, чтобы ответить на этот вопрос, мы послушаем сообщения ваших одноклассников об истории появления денег.
– Кто перед нами? (Первобытные люди) (Слайд 2)
– Как вы думаете, у них были деньги?
-Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.
— Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары — горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.
— Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно
обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3
Обмен товара на товар называется БАРТЕР.
-Обменивать товары действительно было очень сложно.
-Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Рассказ учителя о первых деньгах
Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.
– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)
– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, чтобы деньги были легкими, не теряли своей ценности.
Одними из первых денег был и раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Они были легкими и не портились.
За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.
Через несколько десятилетий появились металлические деньги в виде брусков, колец, прутиков, слитков.
На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.
– Что же получалось? (РУБЛЬ)
При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с
копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Игра «Появление обмена товаров»
-Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось.
-Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготовлять копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое.
-Представьте, например, что вы (1 группа) охотники из племени Мумба-Юмба. У вас замечательные луки со стрелами. Вы (2 группа) племя Тумба-Юмба лучше всех умеете ловить рыбу в реке. Вы (3 группа) племя Шипибо занимаетесь земледелием, у вас богатый урожай лука, чеснока, капусты. А (4 группа) племя Аймара лучше всех делает посуду.
-Подумайте и решите, что необходимо вашему племени. Попробуйте поменяться. (Игра — обмен товарами)
-У кого получилось поменяться?
-Как и с кем вы менялись? (ответы)
-У кого не получилось? Почему?
-Теперь каждому племени необходимо приобрести топор. Для этого решите задачу. Кто решит задачу правильно, получает топор
ЗАДАЧА: Один топор можно обменять на 2 лука, а один лук на 4 глиняных горшка. За 2 глиняных горшка надо отдать 5 пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор? (1 топор – 20 пучков травы)
-У всех ли есть посуда, где можно готовить пищу?
-У кого нет продуктов?
-Что же делать? Так можно и с голоду умереть? (предположения детей)
г) Знакомство с появлением первых денег
-Такие непростые ситуации возникали часто. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.
-Что это за товары? Хотите узнать? (просмотр м/ф «Как появились деньги”)
-Какими были «первые» деньги? (соляные плитки. )
-В индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки, где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, а где-то – даже шерсть слона.
-Что же вы узнали из м/ф? Везде ли ценились эти деньги?
-И тогда люди придумали.. (монеты)
-В старину на Руси одной из самых мелких малоценных монет был ГРОШ – монета 2 копейки. Поэтому об очень бедном человеке говорили, что у него нет НИ ГРОША ЗА ДУШОЙ. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности, говорили: ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ. И правда, если малоценный грош погнуть, испортить или разломать на части, он уже точно ничего не будет стоить.
е) Появление бумажных денег
-Кроме монет, какие ещё есть деньги и в какой стране они появились, мы узнаем из текста.
-Где появились первые бумажные деньги? (В Китае)
-Как по-другому называются бумажные деньги? (банкноты, купюры)
Соотнесите слова из 1 столбика с пояснением из другого.
ОБМЕН ТОВАРА НА ТОВАР БАРТЕР
УДОБНЫЕ ДЛЯ ОБМЕНА ТОВАРЫ ДЕНЬГИ
БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ БАНКНОТЫ (КУПЮРЫ)
-Что такое деньги? Какое новое слово появилось? А что такое бартер?
-Как выдумаете, почему в древности не делали монеты из дерева?
-Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Чтобы вы взяли с собой: ПАЛАТКУ, ТЕЛЕВИЗОР, 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Разрешается взять только что-то одно. (ответы детей)
Источник: kopilkaurokov.ru