По сравнению с 1980-ми гг. внешняя среда компании А Г&Тпретерпела разительные изменения: резко возросли уровень конкуренции и потребности клиентов, практически ежедневно появляются различные технологические новинки. На новый уровень вышла и глобальная конкурентная борьба, или, если быть более точным, — война. В Таиланде компании Sony и Matsushita борются за рынок бытовой электронной техники. Microsoft остается лидером производителей программного обес-[ечения, но перед ней постоянно возникают все новые и новые препятствия, одно сложнее другого. Ни одна фирма сегодня не имеет права почивать на лаврах. Среда, особенно внешняя, неустанно преподносит им сюрпризы. Доминировавшая в 1991 г. сфере силиконовых протезов компания Dow Coming-уже в 1992 г. столкнулась с физисом: слухи о несовершенстве ее имплантантов инициировали множество су-эных исков, что в конечном итоге привело к запрету в США косметических си-иконовых вставок. Другой случай: авария на индийском заводе компании Union г огае, повлекшая гибель 2 тыс. человек. Разрыв международных контрактов при-
•ому, что в 1992 г. объем продаж компании уменьшился вдвое. to для возникновения кризиса отнюдь не обязательны экстраординарные собы-*я, достаточно того, чтобы парламент принял пакет неблагоприятных для бизнеса
Часть 2. Внешняя среда менеджмента
Глава 3. Внешняя среда и корпоративная культура
законов, бюрократических проволочек правительства. Принятый в США Закон о правах инвалидов обязал многие компании внести коррективы в самые разные сферы деятельности: от методов продвижения товаров до реконструкции парковок и туалетов. Изменение структуры бюджетных расходов на нужды медицинских учреждений может привести к тому, что часть из них будет вынуждена закрыться. Ни одна фирма не застрахована от негативных воздействий внешней среды. Во время затянувшегося экономического спада 1980-х гг. ряд американских компаний (H.J. Heinz, Sears, TRW, General Electric) недооценили важность организационных перемен (реструктуризация, отказ от некоторых товарных линий, сокращения персонала) и сразу отстали от конкурентов.
В курсах менеджмента традиционно основное внимание уделяется внутренним организационным факторам, таким как лидерство, мотивация, контроль (что характерно для классической и поведенческой школ, менеджмента как науки). С нашей точки зрения, подобный подход правомерно охарактеризовать как ограниченный, закрытый подход к проблеме. В условиях глобализации резко возрастает роль внешних факторов (даже для компаний, поставляющих продукцию только на внутренние рынки). Эффективный менеджер обязан отслеживать происходящие во внешней среде изменения и адекватно на них реагировать (организация как открытая система). В этой главе мы подробно рассмотрим элементы внешней среды и их влияние на организацию, а также важнейшую часть внутренней среды компании — ее корпоративную символику.
Источник: studopedia.su