Аудит оценивает возможности использования человеческого потенциала с позиции стратегического плана организации по трем аспектам:
-общие условия развития персонала, т.е. проводится анализ стратегии и менеджерских мощностей предприятия;
-качества средств и методов стратегического управления персоналом, т.е. анализируется доступная информация, позволяющая составить представление о настоящем положении дел, перспективах использования кадрового потенциала, прогнозах изменений во внешней среде.
-оценка возможных рисков.
С позиции интересов работника аудиторская экспертиза осуществляется в двух направлениях:
-развитие компетентности работника (повышение квалификации) и
-возможность продвижения по служебной лестнице (карьера).
Многие фирмы экономят на обучении персонала, хотя обучение выходит на одно из первых мест в перечне средств повышения конкурентоспособности работодателя.
Аудитор знакомится с программами повышения квалификации фирмы и делает выводы относительно:
— наличия потребностей в обучении работников;
— постановки целей обучения;
— выбора методов обучения;
— изменение результатов до и после обучения и конечной оценки эффективности программы.
Издержки на обучение равны прямым и косвенным затратам фирмы на этот процесс.
Второй аспект развития должности в интересах работника — это его карьера.
Управление персоналом базируется на предположении, что фирма принимает на себя обязательства наиболее полно использовать возможности работников и предоставлять каждому из них шанс расти, наиболее полно самореализоваться, успешно продвигаться по служебной лестнице.
Все действия по укомплектованию персоналом должны служить удовлетворению потребностей, как организации, так и отдельных работников — это выгодно как организации, с точки зрения улучшения выполнения работниками обязанностей, так и служащим за счет более полной, напряженной и интересной работы и возможности сделать карьеру.
Аудитор проверяет, насколько предприятие осознает важность развития карьеры, предлагаются ли работникам разнообразные возможности, которые могут включать простые программы обучения или детализированные консультационные услуги для совершенствования индивидуальных планов продвижения по службе.
Общая цель этик программ — сочетание потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижения, имеющимися на предприятии.
Аудит персонала направлен на поиск резервов системы карьерного роста, что может помочь работникам в определении их собственных потребностей к продвижению, подготовку информации о подходящих возможностях карьеры внутри предприятия при согласовании индивидуальных и корпоративных целей. Нахождение таких резервов может уменьшить устаревание человеческих ресурсов, которые так дорого обходится предприятию.
-степень информирования сотрудников о вакантных местах и о необходимой для этого квалификации;
-указана ли система, в соответствии с которой работники могут претендовать на эти места;
-оказывается ли помощь работникам в планировании карьеры;
-имеется ли осмысленный диалог между работниками и их руководителями о целях этой карьеры.
Следует оценить проблемы развития карьеры по отдельным группам работников, например, определить причины ранних затруднений, связанных с карьерой (молодые специалисты), проблемы, связанные с серединой карьеры или с ее завершением (предпенсионный период). B каждом из этих случаев аудитор ищет факторы риска социального характера и предлагает пути их снижения.
Задача аудитора — нахождение «узких» мест в совмещении личных ожиданий в области своей карьеры с возможностями, доступными в данной организации. Для этого применяется двоякий подход:
-с одной стороны, оценивается процедура планирования карьеры в организации, предусматривает ли план продвижений средства для достижения желаемых результатов;
-с другой — выясняется, как учитываются желания и возможности самих работников в области обучения, тренингов и профессионального развития.
Стратегический аудит
Планирование персонала — составная часть планирования на предприятии. При составлении и планировании различных планов (плана оборота, финансового плана и др.) предприятию необходимо учитывать кадровые решения в целях эффективности развития предприятия.
Планирование персонала — это целенаправленная деятельность по обеспечению пропорционального динамичного развития персонала, расчет его квалификационной структуры, определение общей и дополнительной потребности персонала в предстоящем периоде.
Процесс планирования персонала состоит из трех этапов:
-оценка наличия ресурсов;
-оценка будущих потребностей;
-разработка программы удовлетворения будущих потребностей.
Оценка наличного персонала — исходная позиция планирования. Необходимо определить, сколько человек занято выполнением каждой операции; оценить и качество труда работников. Должна быть разработана система требований к трудовым навыкам с указанием количества работников, обладающих ими.
Оценка будущих потребностей — прогноз численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей
Разработка программ удовлетворения будущих потребностей означает составление конкретных графиков проведения мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, тре6ующихся для реализации целей, т.е. потребностей предприятия.
В планировании персонала необходимо выделять две ступени:
-полный статистический анализ наличных кадров на основе подробной их классификации по должности, полу, возрасту, стажу работы, квалификации, виду оплаты;
-прогнозирование потребности в кадрах на основе анализа тенденций, выявленных постоянным изучением кадров с учетом роста народонаселения, изменений в структуре образования, миграционных потоков.
Компьютеризация кадровой работы позволяет проводить быстрый анализ любого признака. Для этого необходимо собирать данные на протяжении достаточного периода времени и регулярно их анализировать. Тогда прогнозирование количества работников, которых надо принять, перевести на более высокую должность, обучить или уволить в данном году, не представит собой сложности.
В целом планирование персонала – это комплекс мероприятий для предприятия направленный на создание условия для того чтобы иметь необходимое количество людей в целях выполнения стратегических планов с учетом мотивации персонала.
1. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2007. -224 с.
2. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.И. Подольского — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -655 с.
3. Деслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. -431 с.
4. Интернет ресурс http://www.consulting-house.ru/groups/page-24.htm
5. Никонова Т.В., Сухарев С.А. Управленческий аудит персонала / Под ред. Ю.Г. Одегова. — М.: Экзамен, 2002. 180 с.
6. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. -448 с.
Источник: poisk-ru.ru