SWOT-анализ в управлении персоналом

SWOT-анализ — инструмент, который помогает определить:
S (strength) — сильные стороны, преимущества перед конкурентами в данной конкретной ситуации.
W (weaknesses) — слабые стороны, объективные недостатки.
O (opportunities) — возможности для повышения конкурентоспособности.
T (threats) — угрозы (возможные действия со стороны конкурентов, изменения законодательства, форс-мажорные обстоятельства и пр.).

В процессе SWOT-анализа используется специальная матрица:

SWOT-матрица

Позитивные/ полезные факторы
для достижения целей

Негативные факторы/ угрозы/ риски
на пути к достижениям целей

Внутренние
Факты/ факторы, присущие организации

Сильные стороны
Все, что сейчас хорошо для организации, помогает эффективно ею управлять и развивать

Слабые стороны
Все, что плохо для организации прямо сейчас, воздействие чего нужно немедленно ограничить, изменить или прекратить

Внешние
Факты/факторы, присущие окружающей среде

Возможности
Все, что будет хорошо для развития организации в будущем

Угрозы
Все, что угрожает развитию организации в будущем, чего нужно избежать (с чем справиться)

Примеры вопросов, ответы на которые помогут выявить важные факторы:

  • Какие тренды рынка труда могут оказать влияние на обеспечение компании персоналом?
  • Какие компенсационные пакеты предлагают кандидатам ключевые конкуренты?
  • Какие регламенты/ политики в компании неэффективны/ устарели/ нуждаются в пересмотре?
  • Соответствует ли размер комиссионных/ премии росту показателей производительности сотрудников?
  • Соответствует ли уровень квалификации сотрудников потребностям организации? Получают ли сотрудники необходимую подготовку? В полном ли объеме? Своевременно ли?
  • Достаточное ли число сотрудников сконцентрировано на ключевых направлениях деятельности компании?
  • Как люди оценивают эффективность коммуникаций между различными подразделениями?
  • Разработан ли план замещения ключевых должностей?
  • Знают ли сотрудники цели/ задачи — компании/ отдела/ свои личные?
  • Регулярно ли проводится оценка?
  • Во всех ли подразделениях используются показатели для измерения/ оценки индивидуальной производительности?

Примеры результата SWOT-анализа в области управления персоналом:

  • проблемы с закрытием вакансий руководителей отделов продаж в западных регионах;
  • слишком сложная схема расчета бонусов для отдела продаж;
  • низкие показатели вовлеченности сотрудников в подразделениях продаж южного региона (на 25% ниже, чем в среднем по компании).
  • запуск программы по подготовке корпоративных тренеров;
  • разработка инсентив-программы для филиалов южного региона;
  • открытие профильного вуза в западном регионе;
  • выход на рынок двух крупных конкурентов, реализующих агрессивную политику «перекупки» квалифицированного персонала;
  • рост стоимости услуг провайдера, предоставлявшего услуги по обучению менеджеров продаж.

Применение. Ключевые вопросы, на которые необходимо найти ответы при обсуждении полученных результатов:

  • Как можно развить сильные стороны?
  • Как прекратить действие негативных факторов/ рисков?
  • Как можно использовать возможности?
  • Как можно защититься/ предотвратить негативные последствия рисков/ угроз?

Результаты SWOT-анализа используются для разработки стратегии. Выявленные проблемы необходимо проанализировать при обсуждении дальнейшего развития компании. Главный стратегический вопрос: как превратить негативные факторы в позитивные?

Рекомендации. Поскольку SWOT-анализ отражает индивидуальные мнения и оценки, получаемые результаты всегда достаточно субъективны. Тем не менее, соблюдение при его проведении простых правил поможет достичь успеха даже новичкам:

  1. Будьте реалистами, оценивая сильные и слабые стороны организации: описывайте факты, а не мнения.
  2. Анализ должен ясно разграничить: где организация находится сейчас, и где хочет оказаться в будущем.
  3. Будьте конкретны, избегайте «серых» зон.
  4. Всегда анализируйте все показатели в соотношении с результатами (позицией, действиями) конкурентов — «лучше, чем»; «дешевле, чем»; «менее эффективно, чем»…
  5. Анализ следует делать максимально простым, кратким и понятным, но проводить его нужно регулярно.
  6. Избегайте неоправданных усложнений и излишней «математики»: ситуация на рынке меняется моментально, поэтому своевременно «почувствовать» тренд гораздо важнее, чем скрупулезно провести самый лучший «двойной регрессионный анализ»…
  7. Исключайте из списков «сильные стороны» и «возможности» все пункты, доступные конкурентам.

Источник: hr-portal.ru

Related posts