В 2013 году компания Apple представила iBeacon — технологию передачи Bluetooth-сигнала между компактными маячками и совместимыми устройствами вроде смартфонов, планшетов и ноутбуков. Идею подхватили Google и анонсировали технологию Eddystone. Сейчас маячки применяют в разных отраслях, в том числе и ритейле.
В этой статье мы разобрались, что такое iBeacon, маячки, какие преимущества дают эти технологии и как их можно применять в магазинах.
Что такое iBeacon
iBeacon — это протокол передачи Bluetooth-сигнала между локационным маячком и любым устройством (смартфоном, планшетом), которое совместимо с Bluetooth Low Energy. Принцип работы iBeacon прост: через равные промежутки времени маячки отправляют Bluetooth-сигнал на устройства, находящиеся в радиусе их действия.
Вот как Bluetooth-маячки выглядят изнутри. Источник: estimote.com
Когда совместимое устройство получает сигнал, приложение активирует заранее определённое действие: приветствует посетителей, предлагает дополнительную информацию о товаре или услугах, рассказывает историю. Маячки используют в музеях, на стадионах, выставочных центрах и магазинах.
На входе в стадион Камп Ноу в Барселоне установлены маячки. С их помощью мобильное приложение футбольного клуба «Барселона» приветствует посетителей, запускает специальные предложения и предлагает купить билеты на тур по музею Камп Ноу.
Стадион Камп Ноу, Барселона
Комплекс BMW World работает как выставочный зал для автомобилей и новых технологий. Вокруг экспонатов расположены маячки, которые предоставляют дополнительную информацию в нужное время и в нужном месте: видеоролики, изображения и текст.
Комплекс BMW World, Мюнхен
Как применять iBeacon в ритейле
Маячки могут сократить разрыв между цифровым и физическим миром. С их помощью можно настроить навигацию внутри помещения, отслеживать поведение покупателей, развлекать клиентов в очередях и устраивать промо-акции – примеры использования iBeacon могут быть самыми разными. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Маячки в магазине. Источник: estimote.com
Для получения дополнительной информации
Рассказать о товаре. Когда покупатель подходит к товару, в приложении у него на смартфоне отображается дополнительная информация об интересующей его вещи: характеристики, контекстные фотографии, видео или отзывы других клиентов. В отличие от продавца-консультанта, приложение — обезличенный источник информации, которому покупатель будет доверять.
Отследить поведение покупателя по всем каналам. Геолокационные возможности маячков помогут вам узнать о поведении клиента в физическом магазине: на что обращает внимание и какими товарами интересуется. На основе этой информации ритейлер делает релевантное предложение клиенту в других каналах продаж.
Например, клиент выбирает кофемашину. С помощью мобильного приложения и маячков он получает дополнительную информацию о товаре. Модели, которые ему интересны, он откладывает в корзину и уходит. Вечером клиент заходит в интернет-магазин и если его аккаунт подвязан к аккаунту в мобильном приложении, ритейлер напоминает ему о товарах, которые заинтересовали его в оффлайн-магазине. Покупатель увидит, что о нём заботятся, а магазин получает дополнительные продажи.
Отправлять push-уведомления. Благодаря маячкам push-уведомления будут не бездумными сообщениями в пустоту, а полезными и своевременными напоминаниями. Например, когда клиент придёт в магазин, уведомление сообщит, что у него есть бонусы, которые он может потратить прямо сейчас на покупку фотоаппарата или чехла для телефона.
Для быстрой выдачи заказов
Представим, покупатель приходит в магазин или в точку выдачи, чтобы забрать товар, заказанный онлайн. Чтобы оператор выдачи заказов нашёл нужный товар, покупатель должен продиктовать номер заказа или телефона. Это обычно не занимает много времени и усилий оператора. Но не тогда, когда в очереди за выдачей собралось с десяток клиентов.
В таких случаях, маячки ускорят работу оператора: передадут информацию о прибывшем клиенте и его заказе, и покупателю останется лишь оплатить товар в кассе (если не было предоплаты) и забрать его. В результате – сокращаются очереди и разгружаются кассы.
Для помощи продавцам
Расширить базу знаний продавцов. Ритейлер расставляет маячки возле товаров. Когда продавец-консультант попадает в радиус действия маячков, они передают сигнал и на устройстве отображается информация о товарах, остатках на складе, а в идеале — сопутствующие услуги и рекомендации. Как только продавец покидает радиус действия маячка, доступ к информации на устройстве блокируется.
Улучшить обслуживание. Маячки могут взаимодействовать с приложением на устройстве покупателя и продавца. Если дисконтные карты пользователей привязаны к мобильному приложению, то маячок на входе магазина извещает продавца-консультанта о приближении потенциального покупателя. Когда клиент заходит в магазин, продавец-консультант уже знает об истории его покупок и может на основе этого предложить нужные товары или участие в программах лояльности.
Когда маячки не принесут пользы
Сами по себе маячки – простые устройства и установить их в магазине несложно. Но без мобильного приложения, которое получает сигнал и активирует действие на экране – маячки бесполезны. Производители маячков вроде Estimote понимают это и предлагают платформы для создания мобильных приложений, готовых работать с их маячками.
Но создать приложение – лишь часть решения проблемы. Куда сложнее – мотивировать клиентов установить его на смартфон. Однако и установка приложения — только начало трудностей, ведь клиенту для взаимодействия с маячками нужно включить Bluetooth, достать смартфон из кармана, прочитать уведомление и зайти в магазин. Это меняет привычное поведение покупателя и усложняет шоппинг.
Задача ритейлера — устранить сложности и сделать покупательский опыт приятным и удобным.Для этого можно использовать маячки, когда в магазине уже есть работающие устройства и программное обеспечение. Они могут получать сообщения от маячков и показывать на экранах нужную информацию. При этом, от покупателя ничего не требуется – он ведет себя как обычно, а получает в два раза больше полезной информации о товаре.
Вот, как мы реализовали это на базе платформы Facelet. На товары клеятся маячки-стикеры от Estimote, которые оснащены датчиками движения и тепла. Рядом с товарами стоит iPad с предустановленным приложением от Facelet. Когда покупатель взаимодействует с товаром, срабатывает датчик движения, и маячок-стикер передает сигнал на планшет или ближайший дисплей. На экране отображается информация: характеристики товара, сопутствующие аксессуары или услуги, отзывы покупателей, видео-обзоры и контекстные изображения. Покупатель ведёт себя как обычно, но вместе с тем получает больше информации об интересующем его товаре.
Вот как Bluetooth-маячки работают в нашем «Интерактивном промоутере»
Кейсы использования могут быть разными, потому тип контекстной информации и контент вы задаёте самостоятельно в панели администратора Facelet. Продаёте платья — покажите характеристики платья, получили новую коллекцию — представьте её с помощью интерактивной презентации или промо-видео. Вы не меняете поведение клиента – лишь расширяете его опыт шоппинга, предоставляя полезную информацию в удобном формате.
Возможности маячков в ритейле часто представляют неверно. Но если понимать принципы их работы и не забывать об особенностях поведения клиентов в магазине и вне его, маячки и технология iBeacon могут быть действительно эффективны.
Маячки могут оптимизировать работу продавцов-консультантов и – если у вас в магазине есть готовая технологическая база – улучшить презентацию товара.
Bluetooth-маячки в магазинах — способ выделиться и повысить качество обслуживания. Для брендов применение iBeacon в розничной торговле — это возможность по-новому представить товары, для омниканальных ритейлеров — сделать торговую точку интерактивной.
У покупателя есть мобильное устройство и доступ в интернет, а значит он может получить информацию о товаре и купить его прямо на месте. Это цифровой опыт, который покупатели надеются получить в оффлайн-магазинах.
Bluetooth-маячки помогают перенести цифровой опыт незаметно для пользователя. С помощью маячков можно персонализировать предложение, усилить роль цифровых каналов и сформировать базу лояльных клиентов.
Источник: www.facelet.com