11 ролей CEO при внедрении изменений. Кейс компании «Билайн»

13-14 ноября в «Сколково» прошла бизнес-конференция People Management ReForum «Winning The Hearts», в рамках которой топ-менеджеры российских и западных компаний поделились стратегиями управления мотивацией. Одним из самых ярких на форуме стало выступление генерального директора ОАО «ВымпелКом» («Билайн») Михаила Слободина. Он рассказал о том, как в большой компании внедряются изменения и выстраиваются коммуникации с сотрудниками.

Михаил Слободин пришел в ОАО «ВымпелКом» на должность генерального директора чуть более года назад и практически сразу в ней начались преобразования. Стимулом стало внутрикорпоративное исследование, которое выявило неудовлетворительные результаты отношения сотрудников к компании и ее продуктам.

Было решено начинать изменения с восстановления потерянной связи с сотрудниками. Михаил Слободин использовал формулу «5 на 11» (для работы первого лица с персоналом), суть которой заключается в следующем:

1. Коммуникация должна исходить от первого лица.

2. Коммуникация должна быть искренней, поскольку сотрудники чувствуют фальшь.

3. Коммуникация должна быть честной (о проблемах нельзя умалчивать).

4. Коммуникация должна быть неформальной. Средний возраст персонала в «Вымпелкоме» – 34-35 лет. Если с ним общаться формально, то между сотрудниками и руководством возникнет граница.

5. Коммуникация должна быть оперативной (быстрая реакция и обратная связь).

На практике генеральный директор ОАО «ВымпелКом» выработал 11 способов выстраивания коммуникаций с персоналом, что фактически является 11 ролями CEO в компании.

1. CEO-писатель и издатель

Как выстроить коммуникации с несколькими десятками тысяч сотрудников посредством корпоративной электронной почты? В «Билайне» пошли нестандартным, хотя и очень сложным путем. Каждую неделю сотрудники компании получают по почте «Боевой листок» от генерального директора. Михаил Слободин признался, что на эту работу поначалу у него уходило по 4 часа каждое воскресенье. Он сам готовит «выпуск» и верстает текст. Зато утром в понедельник все сотрудники компании, включая офисы на Дальнем Востоке, начинают свой день с получения актуальной информации из первых рук – о том, то происходит в их компании: планах, решениях, удачах и неудачах.

Формат и дизайн еженедельника постоянно совершенствуются, добавляются интерактивные опции.

Эта работа для CEO оказалась трудозатратой, но очень эффективной: в течение первых трех недель с момента выпуска первого «Боевого листка» Слободин получил более 400 ответных писем от сотрудников.

Сегодня «Боевой листок» — третий по популярности информационный канал в компании. По эффективности он опередил информацию, которую дают непосредственные начальники.

2. CEO-путешественник

Первая командировка гендира состоялась на Дальний Восток. Но по работе он «путешествует» постоянно. Встречи с сотрудниками, посещение магазинов в разных городах, ответы на вопросы – все это отличные инфоповоды для иллюстрированного отчета о поездках в «Боевом листке».

3. CEO-спортсмен

В каждом регионе среди сотрудников компании проводятся волейбольные турниры. Спорт, по мнению Слободина, – лучший способ установления связи с коллективом. Во время игры гендиректор находится с коллективом на равных, выступает в роли обычного человека, а не топ-менеджера.

4. CEO-продавец

Время от времени руководитель должен встречаться с клиентами, выходить «в поля» — туда, где происходит реальный бизнес. Ему необходим опыт работы обычным продавцом-консультантом для понимания того, насколько качественный сервис предоставляют сотрудники компании.

5. CEO-актер и разведчик

Грим и привлеченные актеры помогут выяснить, как обстоят дела с обслуживанием клиентов на самом деле. Компания сняла вирусный ролик, в котором генеральный директор сыграл роль стажера Миши Продана, провоцирующего коллег в офисе продаж. После этого сотрудники офисов продаж стали внимательнее присматриваться к новичкам.

6. CEO – человек, который обязательно позвонит

Сотрудники компании знают, что генеральный директор обязательно позвонит и герою «боевого листка», и виновнику чрезвычайной ситуации. Такой подход хорошо структурирует организацию, считает Слободин. Но у звонков есть и еще одно преимущество: благодаря им многие ситуации в компании часто выглядят иначе, чем со слов руководителей.

7. CEO-спикер

Воодушевляющий спикер – тот, кто подвигает компанию к глубоким, серьезным изменениям. Это – основная функция. Руководитель управляет словами, настроением, эмоциями людей.

8. CEO-тренер

Имея большой опыт, генеральный директор должен проводить тренинги для сотрудников. В «Билайне» тренинги проходятся в интерактивном формате, выполняя в том числе функцию донесения месседжа руководства до сотрудников.

9. CEO-гастарбайтер

Иногда CEO нужно работать наравне с подчиненными, например, заниматься посадкой тюльпанов для акции к празднику.

10. CEO-блогер

Эта роль подразумевает активное использование соцсетей и интранета. Михаил Слободин, например, ведет блог в «Живом Журнале».

11. CEO-арендодатель

Лучшие сотрудники могут переехать в офис генерального директора и пользоваться всей инфраструктурой на время его отсутствия. Это эффективный и не требующий затрат мотивационный инструмент.

Сложности, к которым нужно быть готовым

В процессе внедрения изменений руководитель столкнется с негативом, черным пиаром и некорректными интерпретациями своих действий. Ему никто не будет верить. Придется прилагать большие усилия сегодня, чтобы в отдаленном будущем получить видимый результат. Изменения происходят очень медленно. Необходимо периодически менять форматы, чтобы все время удивлять людей.

Без чего ничего не получится:

1. Без полного погружения и самоотдачи.

2. Без абсолютной дисциплины руководителя и регулярности: нельзя нарушать график, коммуникации должны соответствовать ритму жизни компании.

3. Без учета возраста коллектива и культуры компании.

Что облегчает жизнь:

3. Правильно структурированная поддержка

4. Позитив в процессе

5. Выращивание новых коммуникаторов внутри компании

Задача генерального директора, руководителя – вырастить других коммуникаторов, подготовить смену. Но на первом этапе, этапе становления, вся нагрузка ложится на руководителя.

Три ключа к успеху:

1. Готовность инвестировать свое личное время

2. Желание изменить мир вокруг себя

3. Способность уважать людей и по-настоящему их любить

Источник: neohr.ru

Related posts