1 статистический анализ показателей финансовой грамотности студентов

Начать анализ полученных данных хотелось бы с ответов на вопросы, направленные на информированность индивида (См. Таблица №3).

Таблица №3. Вопросы анкеты, направленные на определение уровня финансовой грамотности студентов

«Нормативно-правое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков в России осуществляет…?»

«Какова максимально возможная сумма компенсации по вкладам в России в одном банке?»

«Может ли кредитная организация в одностороннем порядке изменять процентную ставку по кредитному договору?»

«Как защитить свои сбережения от инфляции?»

«Укажите долговые финансовые инструменты»

«Укажите процент НДС в России на данный момент»

В этом блоке предполагалось получить определённый набор ответов респондента, который, впоследствии, сравнивался с верными вариантами (на данные вопросы возможно было ответить либо единственно верно, либо ложно). Результаты оказались достаточно пессимистичными: если разбирать каждый конкретный вопрос, то верные ответы, безусловно, присутствовали у большего количества студентов, однако, только 11 респондентов (чуть менее 3%) ответили на все теоретические вопросы правильно. Остановимся немного подробнее на этих студентах (См. Таблица №10).

Таблица №10. Принадлежность университету, курс и направление подготовки студентов, верно ответивших на все теоретические вопросы

Высшая школа экономики

Из 11 студентов большинство (9 человек) являются экономистами. Проанализировав дальнейшие ответы этих респондентов было замечено, что при выигрыше миллиона рублей студенты распорядятся с ними одним из трех вариантов: либо вложат в ценные бумаги, либо в образование, либо в свой бизнес (инвестиционная модель поведения). Также все эти студенты обсуждают финансовые вопросы с членами своей семьи и дополнительно интересуются финансовой информацией из иных источников (интернет, телевидение, друзья). Большинство (8 человек) планируют выстроить пенсионную стратегию заранее и получать пассивный доход с капитала.

Вернемся к анализу ответов всей выборочной совокупности на каждый теоретический вопрос. Больше всего корректных ответов было получено на вопрос «Нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков в Российской Федерации осуществляет. » — на него смогли правильно ответить 69,5% опрошенных (См. Диаграмма №2).

Следующим по количеству осведомленных респондентов был вопрос о способе защите своих сбережений от инфляции — и 66,1% студентов знают, как это сделать. Результаты по России свидетельствуют НАФИ: Россияне о долгосрочных инвестициях о том, что 58% взрослого населения (и это ключевой параметр) также отмечают важность и в первую очередь соотносят доходность своих сбережений с темпами инфляции (См. Диаграмма №3).

Следующим по количеству правильных ответов был вопрос о проценте НДС в России (См. Диаграмма №4) — 54% опрошенных выбрали верный вариант. Примечательно, что по России немногим больше (65%) взрослого населения осведомлены о том, какие налоги и на какую сумму уплачивают НАФИ: Большинство россиян исправно платят налоги..

Около 46% респондентов смогли ответить на вопрос о полномочиях кредитной организации (См. Диаграмма №5). («Может ли кредитная организация в одностороннем порядке изменять процентную ставку по кредитному договору?»

Одной из наименее известных сфер для студентов оказался вопрос о сумме компенсации по вкладам в банках (См. Диаграмма №6), что достаточно серьезно может тормозить развитие финансового рынка в целом из-за непонимания механизма функционирования данной операции — только 23% опрошенных дали верный ответ. По России немногим меньше (14% взрослого населения) смогли дать правильный ответ Кузина О., Ибрагимова Д. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России . Что еще примечательно, сумма возврата по вкладам изменилась буквально некоторое время назад, из чего так же можно сделать вывод, что совсем немногие молодые люди следят за изменениями информации на финансовом рынке.

Наименьшее количество верных ответов было получено на вопрос о долговых финансовых инструментах (См. Диаграмма №7) — правильно выбрать два верных варианта из предложенных смогли только 18,6%.

Из всей выборочной совокупности удалось выделить три группы по уровню осведомленности (См. Диаграмма №8): 1 уровень — знаний и навыков нет либо они неудовлетворительные (один или ни одного верного ответа); 2 уровень — удовлетворительные знания (два или три правильных ответа); 3 уровень — хорошие или отличные знания (четыре или пять верных ответов). Данные распределились следующим образом: 21,7% студентов показали свои знания неудовлетворительными, 52,5% продемонстрировали удовлетворительные знания и у 25,8% опрошенных молодых людей знания хорошие или отличные.

Если рассматривать финансовую грамотность через призму осведомленности респондентов в теоретических вопросах, то ее уровень оказался средним.

Подтверждается гипотеза о том, что у обучающихся на экономических специальностях студентов знания лучше (3 уровень — допустили одну или ни одной ошибки). У остальных направлений обучения наблюдается максимальное количество студентов на 1 уровне (знаний нет или они неудовлетворительные, то есть один или ни одного верного ответа) (См. Таблица №5).

Таблица №5. Распределение студентов по университету, направлению подготовки и уровню знаний

Источник: studbooks.net

Related posts