Недавно я руководил проектом издания одной энциклопедии. Дизайн-макет книги предполагал, что каждая глава будет начинаться с четной страницы-шмуцтитула. Верстку не всегда удавалось «разогнать» таким образом, чтобы главы кончались нечетными страницами, и в паре случаев правая страница концовки оставаласьнезаполненной.
Вначале верстальщик просто оставил такие страницы пустыми. Это вызвало недовольство заказчика. Тогда наних поместили надпись: «Эта страница намеренно оставлена пустой»— такой вариант всех устроил. Книга была отдана в производство. И чтобы вы думали? Мне позвонили из типографии и сообщили, что печать остановлена, поскольку «в макете ошибка». Технолог не поверил, что такая надпись в издании возможна, и решил, что верстальщик поставил ее в качестве памятки, а потом забылубрать…
К чему этоя?
Мы патологически боимся пустоты – незаполненных страниц, пустых пространств, тишины, отсутствия дел и общения. Ученые средневековья считали, что абсолютной пустоты не существует, поскольку все заполнено особым веществом –эфиром.
В недавней статье (http://blogs NULL. hbr NULL. org/cs/2011/07/this_space_intentionally_left NULL. html) на сайте Harward Business Review упоминается пьеса американского композитора Джона Кейджа «4?33?». Суть произведения проста: в течение 4 минут 33 секунд музыканты просто сидят на сцене, не извлекая никаких звуков из своих инструментов. Автор хотел, чтобы сидящие в зале люди несколько минут послушали звуки, которые их окружают, поразмышляли, переосмыслили свое восприятие тишины, начали слушать«по-другому».
Бизнес-консультанты иногда рекомендуют прямо противоположное тому, чего отних ожидают. Они предлагают предусматривать в рабочем расписании время, когда вы не делаете ничего, а только размышляете в отсутствии привычного шума повседневной деятельности,— иными словами, создавать пустоепространство.
Консультант Джон Викоф рекомендуетследующее (http://smallbiztrends NULL. com/2005/10/working-on-not-in-business NULL. html):
1) выделять не менее двух часов в день, когда вы не работаете склиентами;
2) выделять не менее одного дня в неделю, чтобы абстрагироваться от текущих проблем идел и думать о перспективах своегобизнеса;
3) назначать «встречи с самим собой», на которых вы будете планировать свою деятельность в долгосрочнойперспективе.
Создавать пустое пространство непросто – ведь мы боимся пустоты, не хотим отвлекаться от процесса «зарабатывания денег». Большинство изнас с готовностью отменят «встречу с самим собой», если об этом попросит клиент, коллегаили подчиненный. Поэтому важно разработать процедуру, которая будет работать именно длявас.
Вот что предлагает (http://blogs NULL. hbr NULL. org/cs/2011/07/this_space_intentionally_left NULL. html) бизнес-тренер СабинаНаваз:
1) выделите конкретное время в конкретный день недели. Выберите период, когда вас меньше всего отвлекают: например, в конце дня в пятницуили рано утром впонедельник;
2) устраните всякий шум – выключите телефон, ICQ иSkype, не отвечайте на электроннуюпочту;
3) экспериментируйте с форматом. Некоторые остаются за компьютером, но отключают Интернет; другие ведут журнал. Можно перейти в другое зданиеили вообще уйти из офиса, например, отправиться напрогулку;
4) не нарушайте расписание: если пустое пространство запланировано, его нельзя отменять ни в коемслучае.