Стефан Стефанов
Что для нас труд автора? Сброшюрованные листы бумаги или нечто большее? Почему поколения за поколениями почитали произведения как священный объект?
Одна на всех Луна.
Булат Окуджава
Труд писателя – не только носитель информации, но и событие для человека. Читая ее, он соприкасается со своим внутренним миром. И если душевные переживания другого человека несоизмеримо малы по сравнению с вашими переживаниями, то произведение – единство двух состояний мира человека. Труд писателя– реализация Духа человека как автора и Властелин души человека как читателя.
Сочинения почитались издавна. В ожидании вражеских нашествий свитки собирали и прятали в церквах – самом надежном тогда убежище. Чтобы уберечь пергамент от порчи, создавали книгохранилища. Сырость, крысы и политики – самые большие враги произведений. Много литературных произведений было потеряны безвозвратно. Те, что уцелели являются ценностью для Человечества. В литературных творениях отражена не только история, но и быт, культура, промышленное развитие поколения, создавшие ее.
Такие произведения, как Коран, Библия, Древние Веды, Потхи и Сутры, называют не иначе как священными. Труды, написанные известными авторами, даже нашими современниками, стали литературными памятниками. Изданные в СССР серии под названием «Литературные памятники» – самое великое, что было создано в советское время издательской и полиграфической промышленностью.
Работа писателя начинается с рукописи. Над ней будут работать редакторы и корректоры, художники-дизайнеры и технические редакторы, технологи, наборщики, печатники и переплетчики. Незримо в этом процессе будут участвовать разработчики и производители бумаги и краски, компьютерных систем и программного обеспечения, полиграфического оборудования, материалов и технологий.
Труд автора – произведение искусства, науки, техники и технологии, сокровище и ценность, зеркало и властелин души человеческой.
По технологическому принципу классификации в полиграфии различают:
Листовую продукцию – один или несколько листов из одного запечатываемого материала, с текстом и (или) иллюстрациями на одной или двух сторонах, напечатанных одной или несколькими красками. Например, листовки, афиши, плакаты, многолистные фотообои, постеры, этикетки, марки, купюры, стикеры, бирки, шилдики.
Буклеты – продукция, напечатанная на одном листе запечатываемого материала, сфальцованное в два и более сгибов. Буклеты читают или рассматривают, раскрывая как ширму. Буклеты выпускаются как рекламные проспекты, краткие путеводители, географические карты и схемы городов. Буклеты малого формата не более двух сгибов определяют как лифлет.
Брошюра – непериодическое или периодическое (журналы, альманахи, многолистные настенные календари) книжное издание объема до 96 полос при шитье проволокой в накидку или любого объема при бесшвейном клеевом скреплении, механическом скреплении или шитье втачку проволокой, элементов блока, состоящий из скрепленных листов одного или разного по структуре и формату запечатываемого материала в обложке без форзацев. Брошюр большого объема определяют как сборник в мягком переплете. Некоторые брошюры могут иметь твердый переплет, но нет форзацев, например, зачетные книжки. Все детские издания независимо от формата, объема и переплета определяют как книжки.
Переплет – самый сложный по структуре продукт. Продукт в виде сброшюрованных листов или тетрадей в твердом переплете и, содержащий форзацы (самый значащей признак компиляции), связывающие переплет с книжным блоком.
Печатная продукция для разных отраслей промышленности – печать на готовых промышленных изделиях (осветительные тела, ручки, чашки, майки), продуктов природы (яйца, мяса), на промышленных полуфабрикатах (шкалах, пленках, досках) или изготовление промышленной печатной продукции – этикетки, упаковки, обои.
Необходимо подчеркнуть, что полиграфия является индустрией индивидуальных (уникальных) заказов. Каждый заказ отличается как по технологии производства, так и хотя бы по одному из параметров – материалы, формат, объем, тираж, себестоимость.
Превращения
Сочинения даже в твердом переплете, но без форзацев – уже брошюра. Небольшая брошюра из сфальцованного листа (тетрадь), но без брошюровки (нет отдельных листов и соединять нечего) – буклет, а пока не развернешь, не определишь. Несфальцованный лист, независимо от формата – это листовка, плакат, купюра, но не буклет, а листовой продукт. И так: брошюра содержит в себе в качестве отдельных элементов все, существующие и по отдельности продукты – листы, буклеты и брошюры, но как единое целое.
Зная метаморфозы книги легко ориентироваться при разговоре с полиграфистами. Любая форма, отличная от сборника всегда дешевле, так как она требует меньше применяемых технологий, оборудования, материалов и рабочего времени. И если можно превратить переплет в брошюру, брошюру с буклет, а буклет в листовку, то нужно это делать. Это позволит сэкономить время и средства.