Метаморфозы книги

Стефан Стефанов

Что для нас труд автора? Сброшюрованные листы бумаги или нечто большее? Почему поколения за поколениями почитали произведения как священный объект?

Одна на всех Луна.
Булат Окуджава

Труд писателя – не только носитель информации, но и событие для человека. Читая ее, он соприкасается со своим внутренним миром. И если душевные переживания другого человека несоизмеримо малы по сравнению с вашими переживаниями, то произведение – единство двух состояний мира человека. Труд писателя– реализация Духа человека как автора и Властелин души человека как читателя.

Сочинения почитались издавна. В ожидании вражеских нашествий свитки собирали и прятали в церквах – самом надежном тогда убежище. Чтобы уберечь пергамент от порчи, создавали книгохранилища. Сырость, крысы и политики – самые большие враги произведений. Много литературных произведений было потеряны безвозвратно. Те, что уцелели являются ценностью для Человечества. В литературных творениях отражена не только история, но и быт, культура, промышленное развитие поколения, создавшие ее.

Такие произведения, как Коран, Библия, Древние Веды, Потхи и Сутры, называют не иначе как священными. Труды, написанные известными авторами, даже нашими современниками, стали литературными памятниками. Изданные в СССР серии под названием «Литературные памятники» – самое великое, что было создано в советское время издательской и полиграфической промышленностью.

Работа писателя начинается с рукописи. Над ней будут работать редакторы и корректоры, художники-дизайнеры и технические редакторы, технологи, наборщики, печатники и переплетчики. Незримо в этом процессе будут участвовать разработчики и производители бумаги и краски, компьютерных систем и программного обеспечения, полиграфического оборудования, материалов и технологий.

Труд автора – произведение искусства, науки, техники и технологии, сокровище и ценность, зеркало и властелин души человеческой.

По технологическому принципу классификации в полиграфии различают:

Листовую продукцию – один или несколько листов из одного запечатываемого материала, с текстом и (или) иллюстрациями на одной или двух сторонах, напечатанных одной или несколькими красками. Например, листовки, афиши, плакаты, многолистные фотообои, постеры, этикетки, марки, купюры, стикеры, бирки, шилдики.

Буклеты – продукция, напечатанная на одном листе запечатываемого материала, сфальцованное в два и более сгибов. Буклеты читают или рассматривают, раскрывая как ширму. Буклеты выпускаются как рекламные проспекты, краткие путеводители, географические карты и схемы городов. Буклеты малого формата не более двух сгибов определяют как лифлет.

Брошюра – непериодическое или периодическое (журналы, альманахи, многолистные настенные календари) книжное издание объема до 96 полос при шитье проволокой в накидку или любого объема при бесшвейном клеевом скреплении, механическом скреплении или шитье втачку проволокой, элементов блока, состоящий из скрепленных листов одного или разного по структуре и формату запечатываемого материала в обложке без форзацев. Брошюр большого объема определяют как сборник в мягком переплете. Некоторые брошюры могут иметь твердый переплет, но нет форзацев, например, зачетные книжки. Все детские издания независимо от формата, объема и переплета определяют как книжки.

Переплет – самый сложный по структуре продукт. Продукт в виде сброшюрованных листов или тетрадей в твердом переплете и, содержащий форзацы (самый значащей признак компиляции), связывающие переплет с книжным блоком.

Печатная продукция для разных отраслей промышленности – печать на готовых промышленных изделиях (осветительные тела, ручки, чашки, майки), продуктов природы (яйца, мяса), на промышленных полуфабрикатах (шкалах, пленках, досках) или изготовление промышленной печатной продукции – этикетки, упаковки, обои.

Необходимо подчеркнуть, что полиграфия является индустрией индивидуальных (уникальных) заказов. Каждый заказ отличается как по технологии производства, так и хотя бы по одному из параметров – материалы, формат, объем, тираж, себестоимость.

Превращения

Сочинения даже в твердом переплете, но без форзацев – уже брошюра. Небольшая брошюра из сфальцованного листа (тетрадь), но без брошюровки (нет отдельных листов и соединять нечего) – буклет, а пока не развернешь, не определишь. Несфальцованный лист, независимо от формата – это листовка, плакат, купюра, но не буклет, а листовой продукт. И так: брошюра содержит в себе в качестве отдельных элементов все, существующие и по отдельности продукты – листы, буклеты и брошюры, но как единое целое.

Зная метаморфозы книги легко ориентироваться при разговоре с полиграфистами. Любая форма, отличная от сборника всегда дешевле, так как она требует меньше применяемых технологий, оборудования, материалов и рабочего времени. И если можно превратить переплет в брошюру, брошюру с буклет, а буклет в листовку, то нужно это делать. Это позволит сэкономить время и средства.

Related posts