Не секрет, что полиграфия переживает непростые времена, поэтому типографиям необходимо уже сейчас быть готовыми к новым вызовам.
Им следует развиваться в различных направлениях, диверсифицируя свой бизнес.
Необходимо публиковать анонсы главных новостей полиграфии, экономики и бизнеса. События российской и мировой макроэкономики и финансов. Современные методики маркетинговых исследований, позволяющие анализировать полученную информацию, прогнозировать изменения рынка, находить эффективные маркетинговые решения.
Я уверен, что у печати есть будущее. Но, чтобы оно стало реальностью, полиграфисты должны исследовать новые рынки. Ведь объемы печати продолжают сокращаться. В прежние времена коммерческие типографии должны были конкурировать друг с другом, но теперь им приходится бороться с поставщиками услуг, находящимися за пределами печатной индустрии.
Многие коммерческие полиграфические предприятия начали развивать упаковочное направление, но и данный сектор рынка может столкнуться со снижением маржинальности, как это произошло в промышленной печати. В упаковке уже сейчас заметна ценовая конкуренция, подобная той, что наблюдалась на других рынках. Если тенденция продолжится, то и здесь произойдет превращение раннее уникальных продуктов в рядовые, что соответственно скажется на их цене и прибыли полиграфистов. Другой проблемой, стоящей перед сектором упаковки, является длительная практика офшорного производства. Инфляция в Китае делает этот бизнес менее привлекательным и заставляет многие компании искать другие регионы для размещения производства. Но вместо того чтобы возвращать рабочие места на Запад, фирмы рассматривают другие страны с более дешевыми трудовыми ресурсами. В результате мы видим некоторые положительные изменения в полиграфии Вьетнама, где в настоящее время развивается промышленность.
Что касается газетной печати, то ее будущее остается под вопросом, по крайней мере, в том виде, в котором она существует сейчас. Типографиям, работающим в этой области, надо как можно быстрее начать осваивать другие секторы рынка. Не исключено, что заявление Руперта Мердока, который в апреле 2012 г. предупредил о том, что через 20 лет печатные газеты прекратят свое существование, имеет под собой основания. Ведь даже старшее поколение, на которое делали ставку производители газет, готово отдать предпочтение iPad и Kindle. Это, наряду с оперативностью распространения новостей в онлайн-среде, заставляет полагать, что печатные газеты не смогут долго существовать. Выживут лишь немногие из существующих изданий, которые будут в состоянии предложить нечто большее, чем просто собрание новостей.
Сегодня наблюдается тенденция, выраженная в конкуренции между газетными и коммерческими типографиями. Например, три четверти работ, выполняемых на полиграфическом предприятии, которое печатает New York Times, приходится на коммерческую продукцию. В то же время у меня есть некоторые сомнения по поводу развития рынка газетной печати по требованию. Скорее всего, это направление изменит газетный сектор настолько, насколько это удалось print-on-demand в книжной индустрии.
А вот журналы ожидает более яркое будущее, так же как и рынок каталожной продукции, который вполне «здоров» и «преуспевает». Думаю, что полиграфисты должны изучать другие, менее распространенные области для приложения своих сил, например печать по текстилю и печать защищенной продукции, вместо того, чтобы сосредотачивать внимание на традиционных секторах. Мы уже видим, что некоторые из типографии осваивают новые для себя рынки.
Журнал – эффективный инструмент привлечения аудитроии. Практически каждая семья покупает домой в течение месяца несколько журналов. Журнал бизнес принт пример особой печатной продукцией, рассчитанной на определенную аудиторию.
Другой потенциальной возможностью для полиграфистов является изменение структуры доходов на предприятиях, часть из которых должна поступать вследствие оказания услуг, не связанных напрямую с печатью. Все больше типографий используют дополнительные возможности, такие как послепечатная обработка и directmail, благодаря которым можно получить значительно больший доход, чем тот, что дает нанесение краски на бумагу. Некоторые финишные решения, продемонстрированные на выставке drupa, также предоставляли для полиграфистов дополнительные возможности, в частности та же машина трехмерного лакирования Scodix, которая позволяет получать рельефные изображения. Типографии могут дифференцировать свои предложения различными способами, в том числе используя ноу-хау в послепечатной обработке.
Во всем мире наблюдается тенденция, когда интересы заказчиков полиграфических услуг, увы, сосредоточены в основном только на цене, что, конечно не играет на руку полиграфистам.
На фоне продолжающегося сокращения объемов печати на рынке будут и победители, и проигравшие. Те, кто сможет предоставить нечто большее, чем просто печать, и кто будет способен создать added value, предлагая дополнительные услуги и/или послепечатную обработку, такую, например, как различные виды тиснения, окажутся среди победителей.
Материал подготовлен на основе статьи, написанной по итогам мероприятия «Откровенный Разговор».