Калибровка: всё к одному

Ольга Галичий

Калибровка печатных машин сравнима с тюнингом автомобиля: после нее система начинает работать более эффективно, слаженно и предсказуемо. Если на выходе удается получить именно тот результат, о котором мечтал дизайнер при создании макета, то цель достигнута.

Калибровка, приведение устройства к общепринятому стандарту, проводится в соответствии с нормами международного стандарта ISO 12647.
ISO 12647–2: 2004 «Полиграфические технологии. Управление процессами цветоделения, изготовления проб и тиражных оттисков. Офсетная печать» был разработан 10 лет назад. В нем изложены методы печати, приложения и инструментарий, с успехом применяемые участниками полиграфического процесса – заказчиками, агентствами и типографиями – на всех этапах производства полиграфической продукции. Стандартизация процесса печати в соответствии с требованиями ISO 12647 помогает достичь корректной передачи цвета на всем этом пути – от создания файла до выпуска готовой продукции, ведь последняя должна визуально совпадать с утвержденным у заказчика образцом. Заметно облегчая жизнь полиграфистам, ISO занял «место у руля» в большинстве типографий: привести настройки оборудования в соответствие стандарту стремятся все, ведь от надлежащего качества выполнения заказа зависит имидж компании.

Шаг за шагом

Характеристики и ICC-профили типовых печатных процессов, отвечающие стандарту, абсолютно доступны, так же как и исчерпывающий набор инструментов и приложений. Для достижения верной передачи цвета необходимо выполнение определенной последовательности технологических операций: оценка качества и подбор материалов (бумаги, печатной краски); корректное управление цветом и создание файлов данных (ICC профили, PDF/X); изготовление контрактной пробы, контроль ее качества и визуальная оценка в стандартных условиях просмотра (освещения); изготовление печатных форм и тиражных оттисков в полном соответствии с требованиями стандарта. Поскольку самый небольшой цветовой охват в системе обычно у печатной машины, именно по ней калибруются остальные устройства. Для ее калибровки с созданием точного профиля нужно учитывать все переменные. В первую очередь речь идет о выборе бумаги и красок (их влияние отражено в характеризующем печатную машину профиле), растра и суммарной красочной плотности.

Калибровка осуществляется специалистом. Если на предприятии нет сотрудника, в полной мере владеющего такими знаниями, то на интуицию печатников полностью полагаться не стоит, а лучше заказать эту услугу. Обычно она включает в себя и обучение специалиста типографии, чтобы он потом мог самостоятельно и без проблем повторить уже сделанное.

Стремимся к норме

В этой связи интересен опыт компании «АПОСТРОФ», которая не так давно стала оказывать услуги по калибровке. «Мы выполнили большую работу уже в двух типографиях. Это «Казанский производственный комбинат программных средств» и типография «Репаблика». Оба клиента весьма довольны полученным результатом и больше не испытывают проблем с точностью вывода цвета», – говорит менеджер – технолог фирмы Дмитрий Кобзарь.

«Казанский производственный комбинат программных средств» – одна из крупнейших типографий Казани. В основном предприятие занимается печатью упаковки, а его производственная база состоит из семи печатных машин, трем из которых калибровка не требовалась. «Мы заказали калибровку для manroland 705, manroland 706, manroland 506 и Ryobi 525. В задачу входили стандартизация технологического процесса и построение компенсационных кривых, для того чтобы до момента печати можно было спрогнозировать результат», – рассказывает генеральный директор комбината Ришат Хасанов.

В свое время предприятие приобрело manroland 706 специально для УФ-печати по фольгированной упаковке. Специалисты комбината провели техосмотр машины и заменили запчасти, однако возникла проблема с растискиванием (тоновым приращением). «УФ-краски по цветовым координатам несколько отличаются от стандартных офсетных. Их сложно привести к жестким нормам по стандартизации. Но для упаковки это не настолько критично, и отличия не так заметны. Поскольку УФ-краски имеют несколько другие, по сравнению с обычными, цветовые колоранты, то их особенности приходится воспринимать как данность, и в этом вся сложность. Перед нами стояла задача компенсации растискивания», – продолжает Дмитрий Кобзарь.

После того как специалисты компании «АПОСТРОФ» совместно с работниками комбината пришли к выводу о том, к какому растискиванию надо стремиться (стандарт по ISO для мелованной бумаги 1–2 типа 115 г/м2), они выбрали методы измерений и продемонстрировали методику вычисления растискивания, способы выборки и получения необходимых значений. Было показано, как пересчитать эти значения в компенсационную кривую, которая затем переносится на CtP-устройство. Отдельно произвели выверку результата. Поскольку машина снабжена сканирующим спектроденситометром от компании manroland и тоже способна выводить статистику, была возможность сравнить результаты.

С помощью программно-аппаратного комплекса по калибровке от X-Rite (программа Profile Maker со спектрофотометром Eye-one) аналогичную работу проделали и для процесса печати традиционными красками на обычном и металлизированном картоне, так как при всем разнообразии используемых в производстве материалов заказчик хочет видеть один и тот же цвет и на упаковке, и на корпоративных журналах, и на представительской продукции. «В принципе, всегда и дизайнеры, и верстальщики используют стандартные профили по ISO для мелованных и немелованных бумаг, где отражены стандарты для этих бумаг и задано растискивание по краскам. В результате в эти рамки допусков по растискиванию мы и попадали», – делится опытом Дмитрий Кобзарь.

Настройка цветопробы

Дополнительно была настроена внутренняя спусковая цветопроба. До этого создание цветопробы происходило без учета собственных профилей печатной машины, а только с опорой на стандарт ISO Coated v2 ECI (FOGRA39L).

Специалисты сделали дизайн-макет с пробной сюжетной частью, куда включили простые и фотографические изображения из повторяющихся работ с фирменными цветами, эмблемами, логотипами ключевых заказчиков и тестовые шкалы. Макет вывели на формном участке. Затем на предварительно откалиброванном CtP-устройстве были выведены линейные формы, с которых отпечатали тестовый тираж. Результаты определили в соответствии с рекомендациями по плотностям, выданным с автоматизированного пульта управления машины (система с обратной связью). «Печатная машина управляется одним измерительным прибором (Grapho Metronic), а исследование российских нюансов проводится с помощью техники X-Rite. Мы согласовали нормы, к которым печатники будут стремиться во время печати тиража (по плотности и растискиванию), и, наконец, вышли на нужный цвет», – уточняет Дмитрий Кобзарь.

После того как было отпечатано 200 листов, в случайном порядке из стопы выбрали 6–8 листов для проверки с помощью денситометра X-Rite. Затем детально проработали растискивание при помощи программно-аппаратного комплекса Profile Maker и спектрофотометра Eye-one. Каждый лист измерили в четырех местах сюжетной части. Из-за того, что маджента в крайних зонах вела себя нестабильно, решили не учитывать этот параметр в процессе вычисления растискивания, ведь он является статистическим и необходимо получить некий средний вариант.

«Выборка из 21 измерения дает тот же самый результат, что и выборка из очень большого количества, и мы этим воспользовались. Проанализировали данные и сделали вывод о стабильности печати. А вывод 200 листов дал понять, насколько быстро реагирует машина на управляющее воздействие с автоматического пульта. По каждой краске было получено среднестатистическое значение растискивания, после чего рассчитали и ввели в CtP-устройство Screen компенсационную кривую.

Автоматизированная система управления рабочим потоком Screen Trueflow обладает интересной особенностью: сюда вводится уже рассчитанное заранее значение компенсации, что дает возможность управлять процессом более точно. Когда мы вывели проверочные формы, то поняли, что и где еще стоит подправить, – продолжает рассказ Дмитрий Кобзарь. – Кроме того, стояла задача обучить специалистов комбината отстройке процесса, чтобы они потом могли свободно повторять его сами. И мы справились с этой задачей».

Ришат Хасанов рассказывает: «Для стандартизации технологического процесса мы приобрели мониторы EIZO и принтер Epson 7800 (для печати Hardcopy цветопробы). У нас есть система Screen Trueflow, где мы можем задавать все необходимые нам настройки. И есть оборудование Profile Maker, чтобы делать соответствующие профили. Симбиоз всего этого оборудования и знания специалиста помогли нам выполнить профилирование машин. Кроме того, сотрудник компании «АПОСТРОФ» обучил наших специалистов регулярно производить эту операцию. Мы проводим ее раз в квартал, ведь в последнее время производители красок и бумаги экспериментируют с составами: от партии к партии наблюдаются колебания. Мы печатали, например, упаковку месяц назад такими же красками, с этих форм и на этой же бумаге, а сегодня она выглядит несколько иначе, и выявляется необходимость положить больше красок при печати по стандарту. После профилирования на мониторе мы видим 90 % совпадения по цветам».

Сквозная калибровка

Компания «АПОСТРОФ» провела также сквозную технологическую калибровку цвета в типографии «Репаблика», которая производит широкий спектр полиграфической продукции как на офсетном, так и на трафаретном оборудовании. Кроме того, в компании занимаются и широкоформатной печатью.

В первую очередь, на производстве была решена самая сложная задача – калибровка машины Heidelberg Quickmaster DI для трех основных типов бумаг: мелованная, немелованная и матовая. Для них были выработаны оптимальные цветовые плотности, нормализовано тоновое приращение (растискивание), тоновая передача в светах и тенях (контраст печати) и баланс серого. Построены цветовые ICC-профайлы для всех трех типов бумаг. Также специалист компании «АПОСТРОФ» на участке офсетной печати настроил экранную цветопробу на базе профессионального монитора, что значительно упрощает и ускоряет работу печатников. А в отделе дизайна и верстки на основе полученных результатов были выработаны единые нормы рабочего потока по управлению цветом во всех издательских программах и настроена цифровая струнная цветопроба.

«От момента создания или приемки макета дизайнеры и верстальщики теперь имеют возможность заранее прогнозировать цвет конечной продукции, а благодаря индивидуально подобранным техническим параметрам цветоделения во время печати печатникам остается только точно соблюдать нормы цветовых плотностей для достижения точной цветопередачи в соответствии с колориметрическими нормами стандарта ISO 12647», – говорит генеральный директор типографии «Репаблика» Денис Чилая.

Вторым этапом, но не менее важным для типографии, была настройка участка широкоформатной струйной (сольвентной) печати. Для каждого материала и режима печати определили предельную сумму чернил, построили линиаризацию и, конечно, выходной цветовой ICC-профайл. Это коснулось двух широкоформатных принтеров: Mimaki JV3 и Mutoh Blizzard. Необходимо было не просто нормализовать цветопередачу, но и привести эти два совершенно разных принтера с чернилами различных производителей к единому знаменателю. Для этого были выбраны те же технологические нормы, что и для офсетной печати.

Благодаря сквозной калибровке цвета типография «Репаблика» теперь без труда и долгих согласований, и без цветопробы готова выполнять сложные комплексные заказы, а клиент может быть уверен, что его фирменные цвета будут не просто одинаковыми при использовании различных видов печати, но и соответствовать ожиданиям благодаря полному соблюдению норм стандарта ISO 12647.

Related posts

Leave a Comment