Буксир полиграфии

Михаил Бредис

Упаковочная индустрия – важный сектор полиграфической промышленности. В отличие от рынка книжно-журнальной продукции упаковка демонстрирует постоянный рост и становится своего рода буксиром печати.

В наши дни классическая полиграфия, выпускающая книжно-журнальную продукцию, переживает двойной кризис. Глобальная экономическая рецессия больно ударила по отрасли. Этот кризис наложился на другой, гораздо более длительный, вызванный натиском электронных технологий, отодвигающих печатные СМИ на второй план. Самые оперативные издания сейчас в Интернете. Распространяются электронные книги. Тиражи печатной продукции падают, и вряд ли увеличение количества наименований изданий спасет ситуацию.

Положение усугубляет еще и обострение конкуренции между разными способами печати и противостояние традиционных технологий печати с цифровыми. На фоне всех этих потрясений полиграфия, связанная с упаковкой, живет, пожалуй, лучше всех. Конечно, нельзя сказать, что кризис не затронул этот сегмент рынка, но его положение гораздо выгоднее, чем у производителей книжно-журнальной продукции.

Впереди – только рост

Большие сегменты рынка упаковки составляют пищевая промышленность, косметика, фармацевтика и производство потребительских товаров. Объем рынка упакованных продуктов во всем мире растет большими темпами. По данным экспертов, Россия за последние пять лет продемонстрировала рост рынка упакованных продуктов в размере 15 %, лидируя среди стран Восточной Европы. Американская индустрия по выпуску гибкой упаковки, исходя из продолжающегося процесса восстановления экономики страны, ожидает увеличения продаж в 2011 г. на 8,1 %. Об этом говорится в отчете о состоянии отрасли, подготовленном Уильямом Берком, президентом и директором компании Nordenia USA, одновременно занимающим пост президента Ассоциации гибкой упаковки. Другие упаковочные ассоциации в США и Европе также рапортуют о росте своих рынков (пластик, металлические банки и др.). У рынка продовольствия – большие перспективы роста даже просто по численности потребителей. Согласно прогнозу ООН, население Земли к 2050 г. увеличится на 2,5 млрд человек и составит 9,1 млрд.

Гибкая упаковка, складные картонные коробки, этикетки – неотъемлемой составной частью их производства является полиграфия. Растут требования к качеству печати, в том числе на невпитывающих материалах. В сегменте гибкой упаковки типографии инвестируют средства в печатные машины с секциями тиснения, ламинирования и УФ-сушкой. Поэтому некоторые эксперты утверждают, что сегмент гибкой упаковки прошел минувший кризис практически без последствий.

Законодательства в странах Европы и Северной Америки требуют, чтобы на упаковке и этикетках помещалось как можно больше информации, т. е. печаталось больше текста. В США Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарств (FDA) опубликовало для обсуждения проекты новых правил, согласно которым сетевые рестораны обязаны в меню указывать количество калорий для каждого блюда. Это же требование касается владельцев торговых автоматов – на упаковках, продающихся в автоматах продуктов, необходимо указывать подобную информацию. Причем она должна быть видна для потребителя, когда продукт находится еще в автомате.

Печатные машины – для упаковки

Всеобщий рост упаковочной отрасли открывает хорошие перспективы и для производителей оборудования, в том числе полиграфического.

Естественно, все крупнейшие производители печатной и отделочной техники стремятся участвовать в разделе соблазнительного упаковочного пирога. Они изготавливают машины, которые можно использовать именно для упаковки. И этот сектор полиграфии приобретает все большее значение. Печатная техника для упаковки постоянно совершенствуется. Увеличиваются форматы печати, что позволяет размещать на листе больше разверток коробок. Повышается скорость работы, расширяется ассортимент запечатываемых материалов. Все виды печати участвуют в гонке за прибыльными упаковочными заказами.

Глубокая печать – один из самых старых способов печати упаковки. Он обеспечивает высокое качество воспроизведения изображений и мало зависит от материала. Среди производителей машин этого вида печати – Windmoller & Holscher, Rotomec и другие.

Флексографская печать традиционно связывается с печатью упаковки и этикеток, в том числе на пленках и нетканых материалах. Один из ведущих производителей флексографского оборудования – компания Fischer & Krecke – добилась скорости печати один километр в минуту. С этой вполне автомобильной скоростью работает машина FP 46S при ширине печати до 2300 мм. Другая модель – FP 96S-8 – печатает непосредственно на картоне для плоских слоев гофрокартона. Хорошо известны флексопечатные машины другого производителя – компании Windmoller & Holscher из серии Miraflex. Модель Miraflex С, машина с центральным цилиндром и шириной печати 1000 – 1450 мм, работает со скоростью до 500 м в минуту на пленках, бумаге, алюминиевой фольге и композиционных материалах. В феврале американская компания Mark Andy, один из ведущих производителей узкорулонных флексографских машин, сообщила, что продала шестидесятую машину из модельного ряда Performance, который включает модели P3, Р5 и Р7. Модель P5 с сервоприводом стала сильным аргументом флексографии против цифровой печати в производстве этикеток малыми тиражами.

Производители офсетного оборудования также ориентируют свою продукцию на производство упаковки. Большая немецкая тройка – Heidelberg, KBA и manroland – выпускают машины, успешно использующиеся для создания упаковки. При необходимости офсетные листовые машины оснащаются специально для печати по картону. В области больших форматов для упаковки используются модели Speedmaster XL 145 и Speedmaster XL 162 производства Heidelberg, Rapida 162 производства КВА и Roland 900 компании manroland.

Всеобщий рост упаковочной отрасли открывает хорошие перспективы и для производителей полиграфического оборудования

Концерн Heidelberg предлагает комплексные решения для создания картонной упаковки, включающие оборудование для печати, высечки, отделки и склеивания. Недавно немецкая компания Colordruck Baiersbronn, одно из ведущих предприятий в европейской упаковочной отрасли, специализирующееся на выпуске картонной упаковки, заказало у концерна Heidelberg сразу три офсетные машины Speedmaster XL 105. Среди них и юбилейную, тысячную, машину этой модели. Производители печатной техники разрабатывают новинки в области картонной упаковки. Например, новая технология тиснения в линию InlineImpress компании manroland позволяет упростить и ускорить отделку складных картонных коробок. Данная технология основана на использовании плотного запечатываемого материала. InlineImpress при помощи специальной формы для тиснения в лакировальной секции выполняет тиснение на запечатываемую поверхность. Тиснение осуществляется в рамках печатного процесса без деформации оборотной стороны, так как вместо тиснения по запечатываемому материалу изображение оттискивается в слое УФ-лака. Решающую роль здесь играет сушка.

Используются в упаковке и технологии цифровой печати. Цифровые печатные машины находят применение в производстве фармацевтической упаковки небольшими партиями, с переменными данными, например с текстами на всех языках Евросоюза.

Типографии меняют ориентацию

Растущий рынок упаковки привлекает типографии в разных странах мира. Чтобы сохранить рентабельность при сокращении тиражей традиционной печатной продукции, у компаний есть два пути – диверсификация производства (т. е. при сохранении основного бизнеса дополнительное производство упаковки) или окончательный переход на рынок упаковки. Например, немецкий концерн KBA недавно получил заказ от компании Offset Druk из польского города Жешува на поставку шестикрасочной офсетной печатной машины KBA Rapida 106 с двойным лакированием. В прошлом году Offset Druk отпраздновала двадцатилетие. Все это время предприятие занималось печатью акцидентной продукции. Но сейчас компания намерена выйти на рынок упаковки. Другой пример: в январе 2011 г. немецкая фирма Ebro Color запустила в эксплуатацию машину Speedmaster SM 52-5 с красочным аппаратом Anicolor и секцией дисперсионного лакирования. Эта компания полностью поменяла свой профиль. Она была основана в 1925 г. как книжная типография, потом печатала и акцидентную продукцию офсетным способом. А сейчас это растущий производитель картонной упаковки.

В Индии некоторые типографии также переходят на сторону упаковки. Кто вовремя понял, в чем сила упаковочной индустрии, не жалеет об этом. Так, компания Sai Security Printing, основанная в 1992 г. в Дели как типография по выпуску чеков, финансовых документов и лотерейных билетов, пошла по пути диверсификации. Упаковочное подразделение Sai производит картонную упаковку с помощью шестикрасочных офсетных печатных машин и высекальных прессов.

Все это наводит на мысль о том, что благодаря упаковке у традиционной полиграфии появляется второе дыхание, а там, глядишь, и третья молодость не за горами.

Related posts