Цвет — одно из наиболее сильных средств информационного, эмоционального и эстетического воздействия. При выборе цветового решения в дизайне необходимо учитывать психологические факторы.
Цвет играет важнейшую роль в любой издательской деятельности, особенно в изданиях, несущих не только информативную, но также и эстетическую, эмоциональную нагрузку: в рекламных изданиях, журналах и др. Поэтому в области работы с цветом и светом все усилия полиграфистов сосредоточены на повышении качества печати цветных изображений и приближении воспроизведения цвета как можно ближе к оригиналу. История развития полиграфических технологий и создание различных способов печати непосредственно связаны с решением именно этой непростой задачи.
Выбором цвета при оформлении полиграфической продукции занимаются профессиональные дизайнеры, прекрасно разбирающиеся в вопросах успешности цветовой композиции. Художник подбирает цвет, используя закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии, цветового конструирования и т. п. Он учитывает вопросы психологического отклика потребителя на ту или иную цветовую гамму. В наше время, креативный дизайнер учитывает и факт субъективности цветовых предпочтений читателя, разрабатывая продукт концептуально, в соответствии с законами моды и стиля, он подает информацию таким образом, чтобы затронуть, привлечь внимание максимальной аудитории, старается учесть вопросы не только гармоничности, но, зачастую, и диссонанса.
В наше время развития электронных сетей, когда даже сам факт дальнейшего существования традиционных бумажных СМИ находится под вопросом, грамотный дизайнер решает множество задач, ориентированных, сосредоточенных на клиенте, зачастую забывая о себе самом. И вот с этой стороны, учитывая деятельность самих художников и дизайнеров (работающих не только в полиграфии и рекламном бизнесе, но и, скажем, в архитектуре или других областях) роль цвета и его воздействие представляют немалый интерес. В этом вопросе не обойтись без психологии.
В работе над выбором цветовой палитры создаваемая художником гармония, основывается, в первую очередь, на его собственных цветовых предпочтениях и представляет собой совершенно субъективное цветовое восприятие. Профессионалы в этой области, опираясь на опыт и знания, тем не менее, в конечном счете, исходят из простого и мудрого ощущения: «нравится — не нравится». Талантливый и опытный мастер работает всегда для тех, кто будет его продукцию потреблять, т. е. для читателей, зрителей, посетителей и т. д. На них рассчитана его работа. Именно о них думает хороший художник. Но, что делать самому художнику, если жизнь его полна проблем, если его психологическое состояние нестабильно, неблагополучно, если он не испытывает радости от жизни, не пребывает в состоянии счастья? И возможно ли, что стрессы, проблемы, негативные психологические факторы каким-то образом влияют на его работу, и, в частности – на выбор цвета?
Устойчивыми закономерностями во взаимодействии цвета и психики занимался швейцарский психолог Макс Люшер. Он выяснил, что восприятие цвета объективно и универсально для всех, но индивидуальные предпочтения в выборе цветов субъективны. В середине 20 века, он разработал систему, позволяющую закодировать любой плоскостной дизайн и представить его в виде цвето-формообразований, позволяющих проанализировать и предсказать факторы покупательских предпочтений. На протяжении сорока лет Люшер успешно консультировал различные транснациональные корпорации. И сегодня на основе его разработок рекламные службы создают дизайн для различных целевых групп покупателей. Книги профессора Люшера переведены на 31 язык, а его учение – категориальная психологика – преподаётся в университетах на восьми языках.
Исследования Макса Люшеpа основаны на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Люшер считал цвет психодиагностическим инструментом и необычайно точно, при помощи специального цветового теста, измерял физиологическую реакцию эмоциональной сферы на специально подобранную палитру цветовых оттенков, без осознанного воздействия на эту реакцию.
Он говорил о том, что разные психические состояния тяготеют к разной цветовой гамме. По его теории — это чисто физиологическая реакция компенсации или замены. По-простому говоря, если нам не хватает покоя, мы выбираем синие тона, а если хочется активности, действия — красные. Таким образом, предпочтение одного оттенка, например, светло-синего темно-синему или желто-красного красно-коричневому – это спонтанная физиологическая реакция. Спонтанно предпочитается темно-синий или светло-синий, спонтанно предпочитается темно-зеленый или светло-зеленый, и четко установлено, в связи с какими невротическими тенденциями один цвет предпочитается другому. Это работает. В литературе и интернете достаточно много информации об этом.
Сегодня идеи Макса Люшера не принято оспаривать, они научно обоснованы и доказаны эмпирическим путем. Тем не менее, в большинстве источников вы найдете только общую информацию по основным цветам, и практически ничего нет о парах различных цветовых тонов и оттенков. Для того, чтобы понять, как это работает, вам необходимо самим пройти цветовой тест Люшера несколько раз. И тогда все станет очевидно и просто. Легко и понятно. Так же очевидно, что невозможно дать более подробное объяснение в рамках небольшой статьи. Найдите тест и пройдите его…
Сегодня проблемы есть у всех. Жизнь полна стрессов и негатива. И наше внутреннее состояние не может не отражаться на нашей работе. Тем не менее, понимая механизмы корреляции цвета и психического состояния, мы можем осознанно подходить к вопросам подбора цвета, стараясь не нагружать собственным психологическим содержанием сознание других людей.
В конце концов, если есть сомнения в цветовом тоне, нужно вспомнить про то, что лучший колорист — это Природа. Природа всегда органична, естественна и грациозна. И, если есть какие-то сомнения, обратитесь к природе и к мудрости ее цветовой палитры, к природным сочетаниям цветов. Необходимо помнить, что все-таки, как ни крути, человек в своем цветовом восприятии подсознательно ориентируется на природные цветовые решения.