Будущее за 3D-технологиями

Представьте себе три сценария. Солдату, потерявшему ногу в результате ранения в Афганистане, требуется протез. Реставратору, восстанавливающему антикварные часы Cartier, нужно изготовить новую пружину. Небольшой архитектурной фирме необходимо выполнить объемную модель проектируемого многоквартирного дома.

Применение в полиграфии

Итак, 3D-печать способна преобразовать нашу реальность – от производственных отраслей до медицины. Но как могут использовать эту технологию полиграфические компании, которые до сего момента были ограничены двумерным миром?

Специалист по 3D-печати Роберт Джеффрис работает в компании Inition, управляющей несколькими 3D-сервисами в таких областях, как 3D-анимация и 3D-кино. Компания инсталлирует и обслуживает принтеры производства американского производителя Z Corporation, а также предоставляет услуги 3D-печати для небольших инженерных и архитектурных бюро.

Среди клиентов Inition – несколько полиграфических компаний. Джеффрис полагает, что 3D-технология, на текущем уровне необходимых капиталовложений, представляет собой хорошее поле для инвестиций для полиграфических фирм, которые получат, таким образом, возможность предложить клиентам услуги по изготовлению моделей и мелкосерийному производству. Такие заказы особенно актуальны для заказчиков архитектурно-проектировочного рынка, которые нуждаются в быстром изготовлении макетов, моделей и прототипов.

«Архитекторам и проектировщикам очень нужна 3D-печать, — объясняет Джеффрис, — и я думаю, полиграфисты понимают это; они пытаются закрепиться на этом рынке, рассматривая его как поле для будущего роста».

Стоимость серьезного промышленного принтера может достигать 300 тыс. евро –значительное вложение для небольшой типографии. Но большинство компаний архитектурно-проектировочного сегмента покупают принтеры, стоящие от 40 до 60 тыс. евро.

Почему такие затраты оправданы? «Печатный рынок привык к быстрому выполнению любого заказа,  — отвечает Джеффрис, — поэтому отдавать работу на аутсорсинг другому подрядчику, который уже закрепился в нише 3D-печати и работает круглосуточно без остановок, не лучший выход. Если у компании есть средства для инвестирования, а существующая клиентская база уже обеспечивает некоторый начальный объем заказов, в таком расширении оказываемых услуг есть прямой смысл».

Инвестиция в 3D-принтер стоимостью от 40 тыс. евро не означает необходимости дополнительных вложений в персонал. «Обычно такое устройство не работает 24 часа в сутки, поэтому у его оператора могут быть и другие обязанности, — объясняет Джеффрис. – Например, управлять принтером может технолог или механик печатного цеха. В работе 3D-принтер практически не отличается от обычного. Обслуживание тоже аналогично. Единственное, что необходимо, это некоторое представление о 3D-дизайне. Но обычно, компании, с которыми приходится работать – например, архитектурные бюро – располагают дизайнерами с навыками 3D-проектирования и отдают в типографию уже полностью готовые файлы».

Время изготовления заказа зависит от характеристик печатных головок и самого принтера, и, конечно, от параметров заказа. Производительность принтеров производства Z Corp обычно составляет примерно дюйм (около 2,5 см) в час по оси Z (т. е., по высоте). Так что типовой архитектурный макет может печататься от одного до пяти дней.

По мере совершенствования технологии, компании с собственным 3D-печатным производством смогут предлагать клиентам (помимо других услуг): изготовление архитектурных макетов; индивидуальные POS-дисплеи для различных случаев; креативную упаковку для малотиражных рассылок; дешевые запчасти для обычных принтеров и печатных машин и даже B2C-услуги. Так, например, на сайте Sculpteo любой желающий, даже не умеющий работать в CAD-программах, может загрузить и отредактировать собственный 3D-проект, после чего компания отформатирует его для печати.

Но подобные услуги, считает Хрущель, вряд ли станут основным направлением развития отрасли: «Честно говоря, я не знаю, существует ли рынок для энтузиастов-любителей. Но количество продаваемых принтеров год от года растет. В индустриальном сегменте 3D-печать – это индустрия с потенциальным объемом в миллиарды долларов».

Подобные оценки показывают, что если спрос на 3D-печать продолжит расти, основными игроками этого рынка должны стать именно полиграфические компании. Даже сейчас, когда интерес к трехмерной печати огромен, она еще очень далека от того, чтобы стать существенным направлением печатной индустрии. Но когда скорость печати достигнет определенного уровня, ситуация начнет очень быстро меняться, и диапазон возможностей станет поистине безграничным.

Возьмем, для примера, обложку журнала Wired за февраль 2011 года. Для избранной группы экспертов, блоггеров и журналистов издательский дом Conde Nast выпустил экземпляры журнала с ультра-персонализированнными обложками, содержащими письма с информацией о каждом из получателей (которую редакторы Wired собрали в Интернете). Или журнал Wallpaper*, который предложил всем желающим создать собственный вариант обложки номера за август 2011 года и напечатал персонализированные номера для победителей конкурса. Можно немного напрячь воображение и представить себе, как с помощью 3D-технологии журналы размещают на своих обложках трехмерные объекты, персонализированные для каждого получателя, или почтовую рассылку с индивидуальным изделием в каждом отправлении. Такие инновации могут полностью перевернуть наше представление о печатной индустрии.

Related posts