Печатные издания являются носителями логической и эстетической информации, которую человек воспринимает при общении с ними, будь то книга, журнал или газета. Комфортность этого процесса – удобочитаемость, во многом зависит от оформления текста в изданиях и применения шрифтов.
Принципы выбора шрифта
Конечно, любой выбор шрифтов является творческим процессом, однако, некоторые общие принципы могут упорядочить, облегчить и ускорить его, гарантируя при этом хороший результат.
Шедевры создаются вне всяких принципов, скорее даже вопреки таковым, но это высший полет творца, мы же рассмотрим общие принципы, которые с большей вероятностью помогут добиться успеха.
Текст должен быть удобочитаемым, что гарантируется проверенными временем классическими шрифтами. Не стоит забывать, что большое количество начертаний и кеглей шрифтов в одном издании затрудняет восприятие информации. Неэффективно для выделения использовать в тексте близкие по начертанию шрифты. Затрудняет восприятие применение только прописных знаков при оформлении материала. Не способствует этому и курсивное начертание шрифта. Максимально удобочитаемыми являются шрифты размером с 8 до 12 кеглей. В то же время разнообразие шрифтов по кеглю и по насыщенности в одном тексте, так же как и слишком темные и слишком светлые, слишком узкие или слишком широкие шрифты затрудняет восприятие текста. Такого же результата можно ожидать при использовании слишком больших и слишком маленьких расстояний между знаками, словами и строчками.
Равномерная текстура материала на полосе определяется выбранным шрифтом, межбуквеными, межсловным и межстрочными расстояниями, длиной строки и выключкой строк. Оптимальная выключка для европейского и американского читателя – флаговая с выключкой влево. Любые выделения и нарушения линейности расположения слов и строчек ухудшают целостное восприятие текста. Умеренный контраст между фоном и текстом и улучшает его восприятие.
Изложенные принципы не являются законом, а всего лишь подсказкой, путеводителем при выборе шрифта.
Простая красота букв
«Простая красота букв» – это словосочетание впервые было использовано в предисловии к книге «Типографское руководство» знаменитого типографа и словолитчика Джамбаттисты Бодони. Важность этой темы не нуждается в обосновании. Поэтому поговорим о типографике. Типографика – художественная графика, использующая полиграфические средства и оформительские элементы – линейки, орнаменты, знаки и, главное, наборные шрифты. Она решает задачи оптимального восприятия текста читателем.
К типографике в наше время причастны печатники и наборщики, авторы и редакторы, художественные и технические редакторы, художники-графики и оформители, каллиграфы и проектировщики шрифта, художники книги и дизайнеры-графики.
Как область графического дизайна, типографика автономна, прежде всего, по отношению к иллюстрированию – «изобразительной» графике. Она представляет собой компонент графической деятельности и выступает как важнейший стилеобразующий фактор прикладной графики. Более того, от решения типографической задачи невозможно уйти, даже если графическая работа бессловесна. С учетом же того, что существование произведения печати без единого слова довольно проблематично, а без картинки – более чем естественно, значение типографики в графическом дизайне трудно переоценить. Вот почему и на практике, и в теории понятия «типографика» и «графический дизайн» все больше сближаются вплоть до отождествления.
На начальном этапе развития шрифты были максимально приближены к национальному рукописному (каллиграфическому) письму тех или иных стран. Первые немецкие шрифты Гуттенберга и его последователей в XV в. были резкими, жирными и убористыми. В Италии начертание шрифтов было более светлым, изящным, соответствующим гуманистическому настрою в духе Петрарки. Эти шрифты стали предшественниками тех, что мы сегодня называем романскими.
На протяжении первых двух веков печатного дела (1450–1650) эти два шрифта в Европе использовались очень широко. В 1501 г. Альд Мануций придумал наклонный шрифт – курсивный шрифт, который сразу обрел свое место под солнцем. Он напоминает письмо от руки, что в те времена очень приветствовалось и ценилось.
Разработка новых шрифтовых начертаний продолжается и сейчас. Итогом развития шрифтового искусства стало исчезновение к концу XX в. литеры как физического понятия. Литера – брусок из металла (например, типографского сплава – гарта), дерева или пластмассы, имеющий на одном из торцов выпуклое очко, используемое в качестве печатающего элемента в ручном металлическом наборе. При компьютерном наборе литерой считают наборный знак на экране, на базе которого будет создан печатающий элемент на печатной форме.
Теперь шрифт – это набор математических функций и величин, хранящихся в памяти компьютера. Вкусы меняются. Меняются и шрифты – приходят, уходят и вновь возвращаются. Классический пример – шрифты Baskerville (Баскервиль) и Bodoni (Бодони).
Каждый шрифт имеет свое лицо и историю, и только недостаток знаний и воображения у дизайнера может ограничить выбор вариантов шрифтового оформления печатного издания.