Марк Твен и exit strategy

Великий юморист лишился всех накоплений, вложив их в то, что сейчас бы мы назвали полиграфическим стартапом. Чему учит нас его опыт?

Знаменитый американский писатель Марк имел прямое отношение к полиграфии – как в юности (работал печатником), так и на склоне лет (инвестировал в полиграфическое оборудование). Надо сказать, последний опыт оказался крайне неудачным. Автор «Тома Сойера» вложил деньги в предприятие Джеймса Пейджа, создателя первой наборной машины, и ожидал от этого революционного изобретения многомиллионных прибылей. К сожалению, машина оказалась слишком сложной и ненадежной, а с появлением линотипа Мергенталлера финансовые перспективы проекта были окончательно разрушены. Марк Твен поддерживал Пейджа четырнадцать лет, месяц за месяцем бросая деньги в эту бездонную яму, и в результате вложил в его компанию более 7,5 млн долларов (в нынешнем эквиваленте). Писатель потратил не только все свои накопления, но и наследство жены, и в результате был вынужден подать на банкротство. Современники полагали, что именно после этих невзгод писатель в значительной степени утратил свой знаменитый юмор.

Великий юморист лишился средств и даже оказался на грани самоубийства по единственной причине: он не смог своевременно принять решение о выходе из безнадежного предприятия.

 

Фото: Википедия

В недавно вышедшей книге «Конкуренция – путь к будущему процветанию полиграфии» Рон Дэвис, вице-президент Американской ассоциации печатной индустрии (PIA), предлагает неожиданно позитивный прогноз развития отрасли. Он пишет: «Готов с уверенностью утверждать, что отрасль может рассчитывать на рост доходов в среднесрочной перспективе. И даже если наиболее оптимистичные точки зрения не материализуются, самый вероятный сценарий – это процветание, по крайней мере, значительной части печатной индустрии и типографий».

К сожалению, единственный на сегодня ключ к процветанию – дальнейшее сокращение числа полиграфических предприятий. Автор указывает на то, что с начала 90-х годов количество типографий неуклонно снижается — вначале падение составляло 2-3% в год, а в последние годы ускорилось в 3-4 раза. (Речь идет о США; в нашей стране, по историческим причинам, статистика иная, что не меняет картины в целом). Сокращение происходит, главным образом, за счет мелких и средних типографий, поэтому средний размер полиграфического предприятия год от года увеличивается. Рон Дэвис полагает, что в будущем эта тенденция сохранится, причем лучше всего себя чувствовать будут производители упаковки и этикетки, а хуже – типографии газетно-журнального и книжного направления.

Из всего это можно сделать следующий вывод. С одной стороны, многие типографии в будущем вполне способны если не увеличить доходы, то хотя бы сохранить их на текущем уровне. С другой – произойдёт это только потому, что конкурентов у них будет становиться все меньше. А это значит, что тем компаниям, которые не вполне уверены в устойчивости своего положения, следует всерьез задуматься о exit strategy.

Критерии очень просты. Исходите из того, что экономическая ситуация и поведение заказчиков в ближайшие годы не изменятся. Достаточен ли уровень доходов вашей типографии для того, чтобы продолжить существование и оставаться конкурентоспособным? Имеет ли такое существование экономический смысл? Есть ли у вас маркетинговый, организационный и финансовый потенциал для улучшения ситуации? Если ответы на эти вопросы отрицательны или хотя бы неоднозначны, это плохой признак. Возможно, настало время извлечь уроки из произошедшего с Марком Твеном и принять тяжелое, но неизбежное решение?

Для людей и компаний, оказывающихся в подобном положении, характерно искажение восприятия окружающей реальности, которое летчики называют «отстать от самолета». В оценке происходящего человек все время опаздывает на один шаг: сегодня еще можно выйти из бизнеса без убытков, но он рассчитывает получить хоть какую-то прибыль; завтра он соглашается на «нулевой вариант», но теперь выход возможен только с небольшим убытком; послезавтра его устраивает такой убыток, но и этого уже недостаточно… Именно это заставляло Марка Твена четырнадцать лет вкладывать деньги в предприятие Пейджа, в то время как остановка в любой момент этого периода была бы для него спасением.

Примите решение сегодня – или завтра его примет за вас кто-то другой.

Related posts