Kodak как зеркало цифровой революции

kodak-office

Банкротство Kodak не стало такой неожиданностью для рынка, как весть о несостоятельности Manroland, грянувшая громом с ясного неба двумя месяцами раньше. С другой стороны, при всем уважении к истории и достижениям немецкого производителя печатных машин, Kodak и Manroland всёже игроки разного масштаба. Kodak гораздо больше, чем Manroland; со своим объемом продаж в районе 5 млрд долл. он куда больше, даже чем Heidelberg. Славное прошлое ине слишком славное настоящее гиганта фотоиндустрии, без всякого сомнения, будут изучать в бизнес-школах – одновременно как пример величайшего бизнес — триумфа и образец коммерческой близорукости и упрямства, который свел этот триумф к… ну, в общем, к тому, свидетелем чего мы все сейчасявляемся.

Следует сказать, что банкротство Kodak – это совсем не конец пути втом смысле, в каком унас чаще всего понимают это невеселое слово. Банкротство как прекращение обычного течения хозяйственной деятельности компании (ликвидация) в Америке регламентируется Главой 7 Кодекса о банкротстве. Это то, что происходит сейчас с Manroland, где внешняя администрация принимает решение о том, что делать с компанией, нежизнеспособной в прежней своей форме: продать компанию, разбить ее на частиили же вообще реализовать всё имущество, раздать долги и закрыть. Действияже Kodak подпадают под положения Главы 11 тогоже Кодекса, допускающей реорганизацию и обеспечивающей компании защиту от претензий кредиторов в течение переходного периода. Kodak вовсе не намерен закрываться – он просто утратил способность платить по счетам в ходе болезненного, длительного и сложного преобразовательного процесса. Процесса, который должен был начаться гораздо раньше и идти неизмеримо быстрее – вот вчем главный урок истории великойкомпании.

С самого основания компании Kodak идо последнего времени компания была одним из лидеров инноваций в графической индустрии. Всё началось с изобретения катушечной пленки основателем компании, Джорджем Истменом. В 1900 году появилась знаменитая фотокамера Brownie, положившая начало массовому распространению фототехнологии. Пленка Kodachrome стала привычным атрибутом фото — и кинодела для нескольких поколений: созданная в1936 году, она выпускалась более 70 лет и была снята с производства только два года назад. Недорогие автоматические камеры Instamatic получили такую популярность, чтоих название стало почти нарицательным для фотоаппаратов этого класса, подобно слову «Ксерокс» дляфотокопиров.

Доминирование Kodak на рынке фототоваров превратило компанию в крупнейший химический концерн, гигантского мирового производителя: в1985 году число сотрудников компании приближалось к 150 тысячам. Во многом именно это доминирование ине позволило Kodak вовремя распознать перемены и адаптироваться кним.

Не символичноли, что собственно цифровую камеру изобрел именно Kodak? В далеком 1976 году именно инженер Kodak Стивен Сассун впервые соединил объектив с ПЗС-матрицей в рабочем прототипе размером с тостер. Изображения записывались на магнитную пленку, иих можно было просматривать с помощью телеэкрана. Не менее символично, что руководство компании восприняло изобретение, мягко говоря, прохладно. «Сейчас смешно даже вспомнить, что никто не смотрел наэто какна первую в мире цифровую камеру»,— позже напишет Сассун в корпоративномблоге.

Опасаясь каннибализации своего основного – аналогового – бизнеса, компания слишком поздно и с большой неохотой обратилась к рынку цифровой фотографии. Впрочем, и здесь она достигла определенных успехов. Увы, цифровые достижения Kodak были сосредоточены, главным образом, в сегменте недорогих потребительских фотокамер. Повальная интеграция камер в мобильные телефоны практически уничтожила этот рынок, а закрепиться в ряду производителей цифровых фотоаппаратов более высокого уровня – рядом сNikon, Olimpus, Fuji, Sony, Panasonic – Kodak несумел.

Неудачи последнего десятилетия – худшее в почти 130-летней истории Kodak – сопровождались хаотичными и непоследовательными решениями руководства компании. Kodak пытался выйти на новые, незнакомые ему рынки: взялся производить чистящие средства для ванн, приобрел фармацевтическую компанию Sterling (только для того, чтобы шестью годами позже продать ее впятеро дешевле), пытался выпускать медицинское оборудование… Все эти проекты не принесли ничего, кромеубытков.

Важно понимать – и руководство компании постоянно это подчеркивает – что происходящая сейчас реорганизация Kodak направлена на переход отb2c — к b2b-модели бизнеса. Компания видит свое будущее в обработке изображений и коммерческой цифровой печати – прежде всего, в струйной технологии STREAM. Движение в сторону полиграфической индустрии началось давно, достаточно посмотреть на список приобретений Kodak за последнее десятилетие: ENCAD, Sciteх, Creo…Проблема в том, что подобная смена парадигмы – чрезвычайно сложное и затратное дело. Тяжким бременем лежит на компании ее пенсионные обязательства перед почти 70 тысячами бывших сотрудников компании (это вчетверо больше, чем сегодняшняя численность персонала Kodak по всему миру). Еще одной бедой компании является ее неспособность монетизировать свое гигантское патентное портфолио, приносящее мизерные деньги в сравнении сего реальнойстоимостью.

При всем притом большинство экспертов сходятся на мысли, что банкротство, какэто ни странно, позитивный шаг дляKodak, и будущее компании куда благополучнее настоящего. Kodak получил существенную кредитную поддержку со стороны Citigroup, продажа части пакета патентов позволит закрыть образовавшуюся финансовую брешь, и после завершения реформирования (к 2014 году) бывший фотогигант станет одним из важных игроков рынка графических коммуникаций. Правда, это будет уже далеко нетот Kodak, к которому мыпривыкли.

Related posts