Есть ли у полиграфии будущее: мнение эксперта (часть 2)

Симеон Шороль

В будущем количество типографий будет последовательно сокращаться, но выживших ждет относительное благополучие — таково мнение одного из руководителей PIA.

print2

Структурная динамика отрасли

Автор приводит данные, согласно которым с начала 90-х годов прошлого века количество типографии в США сократилось на 40% при среднем падении на 2% в год. В последние годы экономические трудности и конкуренция со стороны цифровых медиа ускорили этот процесс: так, в 2008 и 2009 годах число типографий снижалось на 8% в год.

К сожалению, в России подобная статистика отсутствует, однако есть основания полагать, что в силу особенностей нашей истории число отечественных типографий росло значительными темпами в период 1993—1998 гг., в первой половине 2000-х годов темп роста замедлился, а после 2007 года началось падение. Темп уменьшения числа типографий в годы кризиса, по косвенным оценкам, был как минимум вдвое выше, чем в США.

Интересны данные структурных изменений в зависимости от размера типографий. В первом десятилетии этого века сильнее всего число типографий уменьшалось среди мелких предприятий (до 9 работников). Если брать относительные цифры, наибольшее падение наблюдалось среди типографий среднего размера (от 10 до 49 работников) и малых (5-9 работников) – на 36% и 35% соответственно. Меньше всего снизилось количество крупных типографий (более 250 человек) – их число сократилось на 13%.

При этом фрагментация полиграфической отрасли США сохраняется. Типографии с числом работников до 4 человек составляют почти 40% общего числа, еще 23% приходится на компании с 5-9 работниками. При этом крупные типографии (от 100 работников) составляют всего 6% от общего числа.

Общие выводы

Рассмотрев имеющуюся статистику, автор делает следующие выводы:

    Количество типографии в последние годы значительно сократилось, причем средний размер типографии (число сотрудников) постоянно растет. Эти процессы связаны с несколькими факторами – сокращение долгосрочных продаж полиграфических услуг; ростом производительности оборудования; слияниями, поглощениями и консолидацией; ликвидацией и банкротством предприятий и т. д.  Несмотря на структурные изменения, индустрия остается чрезвычайно фрагментированной и состоит из тысяч больших, средних и мелких компаний.

В будущем, по мнению Рона Дэвиса, индустрию ожидают те же тенденции, хотя полиграфический ландшафт будет состоять из гораздо меньшего числа типографий. При этом те предприятия, которые выживут, могут ожидать роста или, по крайней мере, стабилизации доходов при росте объемов производства.

А как по-вашему – для отечественной отрасли характерны такие же тенденции или соотношения? Хотелось бы знать мнение российских полиграфистов.

Related posts