Издательско-полиграфическая индустрия: новые правила

Небольшой анонс: обзор новостей рынка полиграфии: новые компании на рынке услуг, свежие обзоры оборудования и материалов, отчеты о выставках полиграфической тематики.

img_2039

В рамках мероприятия состоялось награждение журналистов-победителей ежегодного конкурса «Информируем из первых рук». Сюжеты, публикации, и интернет-сайты, получившие признание, такили иначе, были связаны с жизнью Москвы. В первый раз за историю конкурса не оказалось победителей в номинации «Лучшая районная газета». По словам заместителя руководителя Департамента СМИ и рекламы г. Москвы Юлии Казаковой, районные газеты все еще не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к ведущим СМИ и пока в этом плане ничего не меняется клучшему.

 

На мероприятии обсуждались и новые правила, касающиеся размещения киосков прессы. Как отметил руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников, курировать этот вопрос будет довольно серьезная организация, скорее всего государственная. В ответ на замечание одного из распространителей по поводу незаконного закрытия киоска, Владимир Черников сказал, что каждый случай будет обсуждаться индивидуально. Он подчеркнул, что в Москве требуется поставить еще некоторое количество киосков, и претендовать наэто могут не только новички, но иуже существующиеИП.

Исполнительный директор ГИПП Елена Шитикова в своем выступлении остановилась на текущих тенденциях в сфере подписки. По ее словам, в этом году подписка на журналы упала в России примерно на20-25 %. И всеже печатные издания продолжают оставаться наиболее эффектным носителем рекламы. Аналитики утверждают, что люди стали меньше читать. Но данных подтверждающих эту тенденцию не существует. В Москве, например, печатные СМИ читают более 7 млн. человек. Что касается полиграфии, тот она отметила, что индустрия очень сильно зависит от импортного оборудования и материалов, поэтому нынешнее колебания курса негативно влияет наотрасль.

Также Елена Шитикова посетовала нато, что большинство типографий работают для рекламного, анедля издательского рынка. Москва занимает лидирующее положение по развитию полиграфической базы. Однако в целом инвестиции в полиграфию из года вгод снижаются. По прогнозам, озвученным Еленой Шитиковой, к 2020 г. печатные и цифые носители информации будут делить нишу пополам. Необходимо, чтобы они не конкурировали между собой, а дополняли другдруга.

Дмитрий Мартынов, президент АРПП заметил, что журналы «не уходят ни в Интернет, ни в гаджеты», потому что люди все еще предпочитает читать их в печатном виде. Однако бумажные СМИ переживают не лучшие времена, так как после кризиса 2008 г. рекламный сегмент начал было восстанавливаться, но запрет на рекламу алкоголя и сигарет негативно сказался на развитиирынка.

Вице-президент РКС Ольга Бородина рассказал о книгоиздании в Москве. Она отметила, что стало печататься больше учебной литературы, так как изменилась система грифования. Кроме того, для школьников теперь делают два варианта учебников: привычные, напечатанные, и учебники для цифровых носителей. По ее прогнозам, бумажные книги будут дорожать, следовательно, цифровой контент станет наиболеепредпочтительным.

В рамках мероприятия прошел круглый стол для издателей и полиграфистов «Издательский бизнес в современном информационном обществе». Как подчеркнул Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, рынок переживает не лучшие времена. Доходы от рекламы за девять месяцев упала на 10%.

Себестоимость производства печатной продукции сохраняет тенденции к росту. Чтобы прессу покупали, она должна быть интересной и приемлемой по цене и качеству. Он отметил, что тезис Остапа Бендера «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» сейчас как нельзя актуален в этой сфере. По мнению Геннадия Кудия, полиграфическая отрасль во многом зависима от поставок материалов, при этом денег от рекламы становится все меньше и меньше, а решения вопроса о распространении своей продукции издатели в свое время проигнорировали – и теперь приходится идти по тому пути, который указалираспространители.

Согласно представленным данным, затраты на бумажную версию газет и журналов составляют 96 %, вто время какна цифровую – только оставшиеся 4 %. При этом 76 % читателей предпочитают бумажную версию, 24 % – читать в режиме онлайн. Среди молодежи (12-24 года) цифру читают 92 %, среди публики постарше (25-44 года) – 76 %, и наконец, среди людей от 45 лет информацию с цифровых носителей получают 25%.

В России печать сильно отстает от других СМИ, вто время как в мире традиционная модель не особо уступает, например, ТВ и радио. По словам Геннадия, государственная политика в отношении печатных СМИ осуществляется по остаточному принципу иэто надо менять. Нужно «отбивать» внебюджетную поддержку, вспомнив недавний закон о доле и участии зарубежных аукционеров в СМИ, который ограничил вливание зарубежныхинвестиций.

Елена Шитикова согласилась с Геннадием в том, что пресса в России недооценена. «Книга стоит на рынке 400 рублей, ну грубо говоря, это в районе 10 евро. В Европе книги стоят приблизительно также. Газета в тойже Европе стоит от двух до пяти-шести евро. Но наши читатели, даже состоятельные, не готовы платить по пять евро за ежедневную газету. Почему? Ведь в газете заключен труд немалого числа людей. Читатели должны понимать, что газета – это дорогой продукт. Покаже, как мы сами оцениваем свой труд, так к нему и будут относиться», –заметила она.

Елена и Геннадий посетовали нато, что издатели, столкнувшись с проблемами, решают их поодиночке, чтоне способствует развитию отрасли в целом. В свою очередь представитель газеты «Коммерсантъ» заявил, что пока государство не вмешивалось в дела издателей и распространителей, все было хорошо. «Государство заставляет работать по своим правилам, ничего не давая взамен», – пояснил он, отметив, чтокак только государство исчезнет, то распространители и издатели сами прекрасно разберутся со всеми проблемами и поладят между собой. Также собравшиеся выступили с инициативой подавать всуд на чиновников, в случае давления на прессу. Андрей Малахов, коммерческий директор ЗАО «Прайм Принт Москва» сказал, что врядли такой вариантокажется эффективным.

Он выразил обеспокоенность курсом евро, которые не добавляет оптимизма полиграфии. «До недавнего времени мы всегда платили в срок (поставщикам), а сейчаслишены такой возможности и вынуждены «влазить» в овердрафты», – пояснил он. «По нашей статистике за последние три года тиражи ежедневных газет упали на28-30 %, еженедельных газет – на 35-40 %. В последнее время мы отмечаем тренд, не очень хороший для нас – это увеличение кредиторской задолжности, втом числе просроченной», – дополнил он. В тоже время, поего словам, несмотря наточто цены на газеты стали выше, интересного вних довольномало.

Также аудитория обсудила резолюцию, предложенную организаторами круглого стола. В ней содержалось предложение снизить ставки НДС и установить для всех предприятий сферы производства печатных СМИ единой ставки в размере 5 %. Однако Елена Шитикова отметила, чтоэто до этого показателя снизить планку врядлиполучится.

Related posts