Рок-н-ролл мертв а я еще жив? Конечно, не бесспорное впечатление от drupa, но я все же решил поделиться им с коллегами.
Я не разделяю оптимизма авторов всех отчетов, которые попались мне в сети о том, что «сейчас в полиграфии плохо, но скоро будет лучше». Посетителей стало меньше не просто так, и воют все о проблемах не от глупости…
Лучше уже не будет. Будет только хуже. Особенно в России. Потому что у нас к общемировым проблемам — падению спроса вообще на все, а особенно на печатную продукцию — добавляются чисто «национальные» беды. Страна живет по Гоголю. Воровство, глупость, дикая склонность к каннибализму отдельных товарищей, как раковые опухоли душат наш рынок, оставляя все меньше и меньше живых тканей, в которых еще циркулирует свежая кровь и теплится какая-то разумная жизнь…
Симптомов происходящего я вижу массу, чтобы моя заметка не получилась бесконечной, остановлюсь лишь на одном.
Например, книжный рынок. Видел статистику. В Англии он упал с 2003 года в 5 раз, как и рынок газет и журналов, кстати. Точно то же самое с небольшой задержкой произойдет и у нас, обязательно произойдет — уже 3 года участники рынка рапортуют о падении продаж на книжном рынке на 10-20 % каждый год. Но, если в Англии статистика показывает равномерное снижение печати книг вслед за падением продаж, у нас за 3 года печать книг упала всего на 5 %! Это значит, что где-то копятся огромные непроданные тиражи, гнойник этот обязательно лопнет, книги хлынут на лавинообразно уменьшающийся рынок по бросовым ценам, и работы у полиграфистов по печати свежих книг будет еще меньше, чем если бы производство снижалось планомерно, будет резкий спад, в разы! Процесс уже идет, первый звонок прозвенел — сдохла Топ Книга, крупнейшая национальная книжная сеть. Помер АСТ — крупнейшее национальное издательство, кстати, обе эти фирмы покупали у меня продукции на миллионы рублей в год, так что я тоже уже сильно пострадал. От АСТ в моем родном Владимире осталась книжная типография — это сотни новых безработных полиграфистов теперь? Тверской проект Мамута — ничем кроме словом «хобби» обьяснить не могу…
Воровство и откатинг делают ситуацию в российской полиграфии намного сложнее и хуже, чем в «цивилизованном мире». Огромная беда — воровство, то, что еще несколько лет назад в нашей среде было стыдно и осуждалось коллегами, теперь считается нормальным, вызывает зависть и сочувствие активного большинства! Назвать вора вором сегодня означает плыть против течения общественного мнения, даже если вора осудил суд! А ведь от них плохо всем: воры, работая в убыток, воруя кредитные деньги, ресурсы поставщиков, государственные бабки, разрушают рынок еще сильнее! Вот я прошлым летом был в типографии Анохина в Петрозаводске. Благодаря новому собственнику, я смог узнать, как вел дела предыдущий директор, когда она была государственной. У директора был джип и дом за городом, жил он кучеряво, несмотря на то, что типография работала в убыток… Например, делала тетрадки, цена которых была меньше, чем одни только выплаты по лизингу в пересчете на одну тетрадку за печатную машину Комори, на которой печатали обложки для этих тетрадей! Убытки покрывал бюджет гарантиями по кредитам, госзаказами по завышенным ценам и т. п. И это был мой крупный прямой конкурент в течении более чем 10 лет! И не только мой! Дело Марселя — это всего лишь верхушка айсберга! Посмотрите на Московские учебники — там растворился миллиард дотаций, даже больше! СЗЛК, Бумизделия, Алтекс — миллиарды государственных рублей сгорели в полиграфии, а ведь, сгорая, скольких еще «нормальных» работяг” обожгли, утащили в бездну?! А сколько еще воров демпингует и отбирает у нас хлеб, прямо сейчас присосавшись к государевой сиське?!
Что же делать, как нам выжить в этой мясорубке?
Универсального ответа, думаю, что нет. Но если есть возможность, конечно же лучше просто не принимать участие в бойне. Не лукавить самому себе и кредиторам, не начинать новых проектов. Оптимизировать-минимизировать все, что можно — ну, этот банальный совет опять же не для всех. Заняться чем-то еще, если есть альтернатива. Главное, думаю, не давать никому идиотских советов начать полиграфический бизнес, потому что это «очень выгодно»… Кормушка закрылась!
Тем, кто увяз, долям процента, может помочь креатив и безумная, смертельно опасная смелость. Ведь сгорели же миллионы бессловесно в газовых камерах концлагерей, но весь мир знает историю любви узников — поляка и еврейки — которые спаслись, смертельно рискнув, переодевшись в немецкую форму… Так что если есть смелость, дерзайте! Но это путь для единиц, и лишь меньшей части тех, кто пошел по нему, он подарит успех…
Всего еще года 2-3 назад полиграфисты говорили друг другу: да, наш бизнес нелегок и часто убыточен. Но дешевле продолжить работать, чем закрыться. Однако оглянитесь назад: сейчас уже невозможно выйти из бизнеса так же, как 3 года назад. Прежде всего, цены на оборудование б/у упали ниже плинтуса, а покупателей на него почти нет. Те, кто вышли из полиграфии 2, 3, 4 года назад, потеряли меньше, и им было проще, чем тем, кто покинет наши ряды в ближайшие 2-3 года…
Мне очень понравилось интервью в «Друпа Дейли» одного старого полиграфиста о том, что гольф и яхтинг лучше, чем полиграфия. Поэтому на следующей Друпе его не будет… Жестко, но честно…
Мистер Ланда? Я специально занял место на демонстрации предельно близко к приемке листовой машины, чтобы рассмотреть. Печатник, кстати, Фишман был, наверняка из наших. Ланда отдыхал в 5 метрах от меня между спичами. Скажу, что фигурки танцовщиц у Дю Солей однозначно лучше, чем у Ланды на стенде. И новый струйный ксерокс за 3 ляма реально круто печатает. Мне понравилось, как Ланда честно обрисовал сегодняшний день: везде убытки, и в «большой» полиграфии, и в цифре. То, что он назвал price gap… Цифра занимает 2-5 % рынка и не займет значительно больше никогда,- это сказал Ланда! Большинство типографий — семейные фирмы — они разоряются, теряя дома и т. п. — это горе,- это тоже Ланда сказал. Ланда советует держать место в строю, не сдаваться еще 2-3 года, пока он дожмет свое наночудо. Ну, не знаю. Дедушка крайне энергичен, но сможет ли? И вообще, не в тупик ли путь? А у Ланды ведь еще и в энергетике проекты, время поджимает… Молодец конечно, но спасет ли он нас всех? Если у него получится, я обязательно куплю себе наночудо. Потому что мне нравится быть полиграфистом, хоть это и нелегкий, очень не легкий хлеб.
От редактора. Автор представил достаточно пессимистичный взгляд на будущее полиграфии. Однако не все так однозначно. Происходящие на рынке процессы находятся в активном взаимодействии. Их сложносочиненное взаимное влияние не всегда имеет прозрачные и очевидные последствия. Например, бурное развитие Интернета и, в частности, международной онлайн-торговли, вопреки ожиданиям дало рост обычной почты, подстегнув всплеск доставок международных посылок.
Автор также игнорирует тот факт, что нормальной отечественной практикой считается выпуск книги «под рекламу» или «под диссертацию», когда возврат половины тиража изначально заложен в бюджет и не приводит к убыткам. Нет сторон, заинтересованных в обвальном падении крупного сегмента рынка. Еще долго не иссякнут ресурсы упаковочной полиграфии, ядерного сегмента книжной печати (учебники с грифом УМО, рецензируемые монографии, иллюстративные пособия). Типографиям еще только предстоит освоить новые направления полиграфии. Читайте наши публикации, чтобы идти в ногу со временем.